Заигрались в стартаперов: почему закрылась социальная сеть для счастливых Happyō
В 2021 году основатель сети пельменных «Лепим и варим» и директор по продукту в игровой студии Wargaming придумали Happyō, где пользователи могли делиться «добрыми и полезными» делами. Следующие два года основатели неоднократно меняли бизнес-модель и функционал сервиса. А в апреле 2023 года закрыли стартап, не сумев монетизировать продукт и привлечь инвестиции. Почему компании не удалось закрепиться на рынке?
В 2019 году основатель федеральной сети пельменных «Лепим и варим» Николай Сердотецкий и директор по продукту игровой студии Wargaming Константин Нетылев попали в реанимацию. Проблемы со здоровьем подтолкнули обоих переосмыслить то, чем они занимаются, и запустить совместный бизнес в сфере well-being (индустрия физического и ментального благополучия).
В 2020 году они привлекли порядка €180 000 от друзей и знакомых и выпустили приложение Soberman для развития полезных привычек. Оно не особо удерживало пользователей, и спустя год основатели трансформировали продукт. В декабре 2021 года они представили новый сервис — социальную сеть Happyō — на американской площадке для стартапов ProductHunt. По итогам дня приложение возглавило топ продуктов на платформе.
Основатели рассчитывали превратить компанию в «единорога» с оценкой более $10 млрд. Однако в апреле 2023 года они закрыли стартап, не сумев привлечь дополнительные инвестиции на развитие. За два года основателям так и не удалось превратить сервис в виральный и запустить монетизацию. Почему стартап не взлетел и что предприниматели планируют делать дальше?
Цифровые близнецы
В конце июля 2019 года 29-летний сооснователь сети пельменных «Лепим и варим» Николай Сердотецкий обратился к врачу из-за плохого самочувствия и головных болей. Во время обследования у него обнаружили опухоль мозга. Хотя она оказалась операбельной, диагноз стал поворотным моментом для предпринимателя. Выйдя из больницы в августе 2019 года, он решил отказаться от операционного управления ресторанами и запустить проект, который помогал бы людям менять свою жизнь к лучшему.
На тот момент у Сердотецкого не было конкретной идеи, но было желание строить IT-проект. «Мне казалось, что такой продукт можно быстро вывести на рынок и легко масштабировать», — вспоминает он. Не имея опыта в IT, Сердотецкий решил найти партнера, который взял бы на себя техническую часть в новом проекте. С таким предложением в сентябре 2019 года он обратился к директору по продукту в игровой компании Wargaming Константину Нетылеву. С ним Сердотецкий познакомился в 2012 году в путешествии по Доминикане и с тех пор поддерживал связь.
Идея социально значимого проекта Нетылева зацепила. Он и сам в августе 2019 года оказался в реанимации — из-за стресса на фоне постоянных переработок. «Выйдя из больницы, я задумался, что после меня останется. Ускоренно пережив экзистенциальный кризис, я понял, что хочу создать проект, который поможет большому количеству людей чувствовать себя счастливее», — вспоминает Нетылев в разговоре с Forbes.
В октябре 2019 года партнеры стали изучать рынок well-being. По наблюдениям предпринимателей, на тот момент он был «в тренде» и насчитывал десятки приложений, которые помогали пользователям вырабатывать полезные привычки, медитировать, следить за здоровьем. Среди наиболее заметных игроков Нетылев выделяет трекер привычек Way of Life, приложения для медитаций Happy Not Perfect, Headspace, Calm и др. Последнее в феврале 2019 года привлекло $88 млн и стало первым «единорогом» (компанией, которая достигла капитализации в $1 млрд) в своей нише. Рост рынка в 2019 году в разговоре Forbes подтвердил сооснователь клуба инвесторов United Investors и сооснователь приложения для медитаций «Mo» Александр Горный. На сегодня, по оценке предпринимателя, объем индустрии достигает «сотни миллиардов долларов».
Чтобы отстроиться от конкурентов, партнеры решили запустить приложение с игровыми механиками.«У нас была гипотеза, что игровой формат позволит вовлекать и удерживать пользователей», — вспоминает Нетылев. К идее запустить игровое приложение располагал и опыт предпринимателя в Wargaming.
В январе 2020 года основатели зарегистрировали юрлицо на Кипре. 49% компании получил Сердотецкий, 51% — Нетылев. Последний также уволился из Wargaming и занял позицию генерального директора в компании. Тогда же партнеры наняли двух разработчиков и приступили к разработке продукта. В запуск основатели вложили «несколько тысяч долларов» из собственных средств. А в феврале привлекли первые инвестиции — €180 000 от друзей и знакомых.
Уже к маю 2020 года команда выложила в AppStore первую версию игрового приложения, получившего название Soberman («трезвомыслящий человек»). Основатели планировали создать глобальную компанию, поэтому сервис сразу работал на английском языке. В приложение можно было загрузить свою фотографию, указать рост, вес, индекс жира и размер ноги. На основе этих данных сервис формировал для пользователя его цифровую копию — 3D-аватара. Его можно было развивать с помощью полезных действий — например, сделать зарядку, отжаться 10 раз, съесть фрукт, позвонить маме и т. д.