Забытые рецепты кочевников: 3 блюда из конины
Отношение людей к употреблению в пищу конского мяса определяют национальные обычаи
Единственный известный пример особого термина, описывающего регулярное употребление в пищу мяса домашнего животного, — это иппофагия. Так называется практика систематического и преимущественного поедания конины. Естественная для кочевых народов, иппофагия имеет немало противников среди оседлого населения, считающих её недопустимой по культурным или религиозным причинам.
Конина запретна для евреев, так как лошадь не относится к парнокопытным жвачным. Для христиан долгое время действовали религиозные запреты на использование конского мяса для еды. Церковь ввела такое ограничение в I веке нашей эры, когда с развитием сельского хозяйства, торговли и военного дела ценность лошади как рабочего животного и орудия ведения войны резко возросла. Когда же в XIX веке в результате появления новых механизированных видов транспорта и земледельческих машин уменьшилась потребность в рабочих лошадях, церковь сняла запрет с конины.
Подобное регулирование определялось экономической целесообразностью, а отнюдь не заботой о спасении душ верующих. В тех странах, население которых обычно не употребляло конину в пищу, введение её в рацион практиковалось в периоды нехватки продовольствия, когда голод отодвигал в сторону иные соображения. Как только трудные времена миновали, происходил возврат к привычному питанию.
Если у кочевых народов конина — основа рациона, то для многих земледельцев её употребление в пищу было неприемлемо.
Для селянина лошадь была опорой хозяйства. Когда в России про крестьянина говорили «безлошадный», всякому было понятно, что речь идёт о полностью разорившемся человеке. Лошадь была с хозяином и в будни, и в праздники. Они вместе работали в поле, вместе отправлялись на заработки в город и торговать на ярмарку. В некоторых местностях крестьяне кормили и обихаживали коней и после того, как они уже не могли работать, пока те не умирали от старости.
У кочевых народов тоже не любая лошадь шла под нож. Лучших жеребцов и кобылиц отбирали на племя, они составляли основу табуна. Полученное от них потомство разделяли на рабочих: ездовых и упряжных лошадей — и тех, которых откармливали на мясо. Предназначенные на убой животные несколько лет, от трёх до пяти, вели беззаботную жизнь на вольном выпасе.
Обширные пастбища позволяли содержать табуны преимущественно на подножном корме. Примерно за сорок дней до забоя их начинали усиленно откармливать, чтобы отложился жир. Для особых праздников, например свадеб, лошадь помещают в стойло, где в течение нескольких месяцев её заставляют есть сверх меры овёс, не давая двигаться и в полной темноте.
Сейчас лошадей часто содержат в стойлах, но знатоки утверждают, что мясо вольно пасущихся животных вкуснее, чем полученное от тех, что откармливали в конюшне.
Кроме условий содержания, вкусовые качества конины зависят от возраста лошади. Наиболее диетическим считается мясо годовалых жеребят. Но чаще всего на убой отправляют животных, достигших трёх лет. К этому возрасту конина приобретает оптимальную консистенцию и вкусовые качества. Забой производят после того, как вес лошади перестаёт прибавляться, достигая примерно четырехсот килограммов.