Вертикально взлетающими и приземляющимися ракетами сейчас никого не удивить

Популярная механикаИстория

Самолет комсомольцев: как в СССР разработали уникальный бомбардировщик с вертикальным взлетом

Александр Грек

Фото: Андрей Станавов

Вертикально взлетающими и приземляющимися ракетами сейчас никого не удивить. А вот авиации решить эту проблему так и не удалось, хотя в конце 1950-х – начале 1960-х такие попытки в мире предпринимались. Самая главная задача к тому времени была решена: появились авиадвигатели с тягой, превышающей массу летательного аппарата. Казалось бы, осталось совсем немного – построить такой самолет.

В 1950 году Главное авиационно-техническое управление ВМС США провело конкурс на проект самолета-истребителя, способного действовать с таких неприспособленных кораблей, как грузовые суда, танкеры, эскадренные миноносцы и крейсеры. В финал вышли две компании – Convair с XFY-1 Pogo и Lockheed с XFV-1 Salmon. Оба самолета были построены на базе турбовинтовых двигателей YT-40-A-14  фирмы Allison мощностью 5500 л. с. с двумя соосными трехлопастными винтами противоположного вращения. XFV-1 Salmon оборудовали временным  четырех опорным шасси, благодаря которому самолет мог взлетать и садиться горизонтально. Однако за 22 полета пилоту ни разу не удалось ни взлететь вертикально, ни тем более сесть.

cbfb062ea34a9c803922e260eb9b8f72.png
Convair XFY-1 Pogo. Фото: Андрей Станавов

А вот XFY-1 Pogo 4 июня 1954 года это сумел – правда, он взлетал и садился, будучи подвешен на тросе к крану, который его страховал. 1 августа самолет уже вертикально двигался самостоятельно, но высота  полета составила всего 12 м. В ноябре XFY-1 Pogo совершил первый полет с переходом в горизонтальное положение и потом вертикально  приземлился. Успешные летные испытания  продолжались до осени 1956 года, однако  военные пришли к выводу, что пилотирование такого самолета рядовому летчику не под  силу, и проект свернули. 

aa6ff22929d935704d2bc4c1441d1138.png
Lockheed XFV-1 Salmon. Фото: Андрей Станавов

А в апреле следующего года вертикально  взлетел и сел еще один американский самолет – Ryan X-13 Vertijet. Он напоминал толстенькую бочку с небольшими треугольными  крыльями, но оснащался уже турбореактивным двигателем Rolls-Royce с тягой 4540 кг  (вес самого самолета составлял 3630 кг). В вертикальном режиме самолет управлялся  отклонением вектора тяги основного двигателя специальными заслонками, им помогали сопла на концах крыльев, куда подавался сжатый воздух от компрессора двигателя.  Испытания продолжались до 1959 года,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении