Новый роман удивительной швейцарской писательницы: выбор Игоря Гулина

WeekendСобытия

«Время ангелов» Катрин Колом

Автор: Игорь Гулин

Удивительная швейцарская писательница Катрин Колом написала мало. Она выпускала по роману в десятилетие. Первый — в середине 1930-х, под псевдонимом (он не переведен на русский). Остальные три — под собственным именем (все они вышли в переводе Ирины Мельниковой). «Время ангелов» написано в 1962 году. Колом было 70 лет, и оставалось три года до смерти. То, что это финальная книга,— хорошо чувствуется.

«Замки детства», «Духи земли» и «Время ангелов» иногда называют трилогией. Прямых оснований для этого нет, сюжеты книг не связаны. Однако в их последовательности можно разглядеть три этапа одного процесса — процесса работы с формой романа. «Замки детства» — относительно привычный, вызывающий неизбежные прустовские ассоциации модернистский роман-воспоминание, но в нем есть особенная, трудноописуемая странность. В «Духах земли» эта странность становится всепоглощающей, во «Времени ангелов» она превращается в дикость.

Книги эти написаны немного в разных жанрах: первая — роман о детстве, вторая — семейная эпопея, третья — роман об угасании рода (для русского читателя тут главная ассоциация — «Господа Головлевы», для франкоязычного — вероятно, Бальзак). Этот образ старомодного европейского романа не просто присутствует в каждой из них. Можно сказать, он требует узнавания. Но в каждой с ним происходят удивительные трансформации.

Прежде всего это касается времени. Роман работает со временем жизни — человека, семьи, поколения. Он нуждается в его размеренном или хотя бы логичном ходе. Имеет дело с причинами и последствиями (любые чудесные и ужасные происшествия все равно расположены на этой причинно-следственной линейке): детство ведет к старости, встреча — к любви или расставанию, предательство — к расплате, подвиг — к награде или ее отсутствию, рождение — к смерти и так далее.

Колом разрушает эту логику. В ее книгах время жизни застывает в камне и закручивается в вихре, сжимается до мгновенной вспышки и растягивается на тысячелетия. Причины и последствия рассыпаются, как фигуры в неведомой игре. Персонажи умирают по многу раз, продолжают действовать и вдруг бесследно исчезают. Одни и те же сцены повторяются до головокружения. Воспоминание невозможно отделить от предсказания: все уже свершилось, вот-вот свершится и свершается в бесконечном «сейчас».

За сюжетом «Времени ангелов» очень сложно, а местами практически невозможно уследить (сама Колом обыгрывает эту путаницу, периодически спрашивая себя, куда же подевался тот или иной персонаж). Еще сложнее его пересказать. В самых общих чертах речь идет о судьбе семьи Будивиллей — богатых виноделов из кантона Во, состоящих в далеком родстве с русскими Романовыми. На наследство претендуют несколько родных и двоюродных братьев, никто его не получит, страсти встанут на пути у денег, виноград увянет, и почти всех настигнет страшная судьба.

Этот сюжет распадается на серию сцен, мешающихся и повторяющихся как тревожные сны. Нежный младший брат-эпилептик Гастон нарушает волю семьи и женится на акробатке из цирка. Та рожает ребенка (вероятно, не от него), а отец топится в озере. Брат-долгожитель Гонтран заводит интрижку с бедной родственницей, становится жертвой ее ревности и теряет зрение во время автокатастрофы. Поместье посещает таинственная королева. Сирота Жозеф сжигает дом своего опекуна — кузена домработницы Гонтрана Розы, настойчиво соблазняющей хозяина. Под окнами Будивиллей прокладывают автостраду. Наследник Оноре отправляется в плавание на загадочном корабле с прозрачным дном, родственники жадно ждут известий о его гибели. Кантон наполняют толпы детей-калек после какой-то из недавних войн. Спрятавшийся неподалеку русский большевик, похоже, готовит восстание. Исторический фон еще больше похож на сны: современность становится фрагментами древнего эпоса, а сами Будивилли хранят по какой-то причине традиции египетских царей.

Еще здесь есть ангелы. Герои иногда слышат шум их крыльев. Или им только кажется, что слышат,— в шуме ветра, плеске озера или работе экскаватора. Это не ангелы-хранители и даже не ангелы смерти. Просто они, а не самонадеянные Будивилли — подлинные хозяева этого мира и его времени. Ангельское время течет по-другому, чем человеческое,— не вперед и не назад, а во все стороны сразу.

Взгляд на человеческую жизнь с точки зрения ангелов царствовал и в первых двух романах «трилогии» Колом. В чем-то «Замки детства» и «Духи земли» были тоньше, сильнее и нежнее. В третьей книге есть ощущение, что самой писательнице уже сложно настроить недостаточный, слишком человеческий язык, чтоб поймать этот небесный взгляд. Оттого возникает необходимость первый и последний раз раскрыть хотя бы некоторые тайны охоты.

«Какая разница, что все вокруг слепцы, которые идут с вытянутыми вперед руками, пока не упрутся в стену — и матери сидят по другую сторону, кутая плечи в черные шали, их бедные руки с синими ручьями изуродованы старостью и грудами поленьев, перетасканных в подоле фартука в дом. А мне осталась узкая дорога между ограждением из электрических шнуров, я что, поднимаю глаза к небу? всюду огни, красные отблески, город горит, вся земля в это утро апокалипсиса охвачена пламенем. Я прав, а вы, видящие перед собой зеленые луга и цветущие деревья, не верьте глазам своим. Что за ветер дует, если так слышно шум крыльев ангелов? Мерный шум, сопровождавший меня с детства и всю жизнь»

Kolonna Publications. Перевод: Ирина Мельникова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Запечатанный воздух Запечатанный воздух

Японские семейные тайны Сахалина

Weekend
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Минута славы Минута славы

Как снимать в путешествиях видео, которые станут популярными в соцсетях

Лиза
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Что наша жизнь — стрельба Что наша жизнь — стрельба

Случаи в истории кинематографа, когда пуля оказалась умной и настоящей

Weekend
Выдр уличили в охоте на пингвинов Выдр уличили в охоте на пингвинов

Ученые зафиксировали нападения выдр на пингвинов в ЮАР

N+1
Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение» Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение»

Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь дрянь сыграть!

Коллекция. Караван историй
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
«Женщине должен нравиться ее мужчина» «Женщине должен нравиться ее мужчина»

В этой паре оба актеры, и детей в семье у Зои Бербер и Максима Белбородова двое

OK!
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Музыка-антистресс: спонтанность, глубина и другие причины понять и полюбить джаз Музыка-антистресс: спонтанность, глубина и другие причины понять и полюбить джаз

Почему джаз становится все более актуальным и как его «распробовать» новичку

Forbes
Детектор дипфейков Детектор дипфейков

В России появится сервис для маркировки ИИ-контента и его выявления

Ведомости
4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель 4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель

Бизнес-литература, на которую стоит обратить внимание

Inc.
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
План города-сада План города-сада

Как «Росатом» готовит город-сад в Казахстане на берегу Балхаша

Ведомости
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно» Павел Савинков: «Я отношусь к профессии как к ремеслу. Но делаю свое дело честно»

Примеров успешных перезапусков я навскидку и не припомню

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении