Венец пищеваренья
Как Юп Ван Лисхаут смеется над гуманизмом
Все во имя человека, для блага человека — в сущности, под советским партийным лозунгом должны подписаться все мастера искусства и дизайна. Atelier Van Lieshout (AVL), работающее в пограничной зоне между тем и другим, тоже очень ценит и любит человека. Особенно — на вкус.
Человек есть высшая ценность среди всех ценностей мира — мало кто сегодня готов так же всецело и безоговорочно соглашаться с постулатами старомодного гуманизма, как это делает Юп Ван Лисхаут, голландский художник, дизайнер и архитектор, с 1995 года работающий под именем-брендом Atelier Van Lieshout (чтобы все думали, будто в AVL трудится целый коллектив, а не один-единственный творец, эдакий ренессансный демиург и романтический гений). Конечно, высшая. И когда эта высшая ценность истребит остальные ценности мира, сожрав все и вся в окружающей среде, она будет черпать энергию и продовольствие в самой себе — ведь человека можно пустить на запчасти, то есть на органы, кровь, сперму, на мясо, на биогаз, в конце концов, из человека можно делать мыло (в истории имеются прецеденты). Устойчивое развитие, осознанное потребление, безотходное производство, возобновляемая энергия, экологическая чистота, эргономика и прочие светлые идеи жестоко высмеиваются в самом известном произведении AVL — «Городе рабов». Заодно в нем высмеивается и вся история искусства, с первобытных времен до наших дней. Самодостаточный концлагерь «Города рабов» в целом, со всеми его планами, картами, графиками, схемами и макетами, объясняющими устройство идеальной замкнутой системы, в которой лучшие пожирают худших, напоминает проекты тотальных инсталляций Ильи Кабакова — коммунистические и капиталистические антиутопии удивительно схожи. Стекловолоконные фигурки горожан, особенно тех, кто оказался выбракован по законам социально-биологического дарвинизма, отсылают к классикам модернистской пластики, к Вильгельму Лембруку, Альберто Джакометти или Генри Муру. А отдельные сцены — скажем, бойни, где человечков, пущенных в безотходный расход, разбирают на полезные составляющие, пародируют «лавки» жизнелюбивых фламандцев с Франсом Снейдерсом во главе (мясная промышленность — излюбленный сюжет Юпа Ван Лисхаута).
Человек — мера всех вещей и для искусства, и для дизайна, и Юп Ван Лисхаут, скульптор-дизайнер, счастливо соединяет обе эти, казалось бы, противоположные профессии. Он вообще мастер объединять борющиеся противоположности. Например, органическую и конструктивистскую линии в модернизме, предмете его бесконечных провокаций и диверсий. Кто бы мог подумать, что сперматозоидообразные сотрапезники «Тайной вечери» и чугунно-балочный страж «Утопии», первые — дети Константина Бранкузи и Ханса Арпа, второй — потомок Джейкоба Эпстайна, сделаны одной и той же рукой в одном и том же 2020 году