«Слово, вызывающее беспокойство, неловкость и отвращение»
Как «Монологи вагины» завоевали слушателей
Недавно в медицинском журнале The Lancet в статье о предрассудках, связанных с менструацией, женщины были обозначены как «тела с вагиной». В ходе немедленно возникшего скандала журнал был обвинен в сексизме, дегуманизации женщины и сведении ее к одному органу. С теми же обвинениями на протяжении многих лет сталкивалась автор знаменитой пьесы «Монологи вагины» Ив Энслер, теперь известная как V. Ей же приписывали авторство определения женщины как «человека с вагиной». Последнее неправда, тем не менее Энслер имеет одновременно репутацию плохой феминистки, отождествляющей женщину с влагалищем,— и разрушительницы традиционных ценностей, развратившей поколения молодых женщин. К юбилею пьесы Weekend изучил, что происходило с текстом пьесы и его автором на протяжении 25 лет.
Ив Энслер пишет пьесу после разговора с подругой о менопаузе
В 1994 году Энслер, 41-летний относительно успешный нью-йоркский драматург, внезапно поняла, что никогда не говорила с женщинами о вагинах. Это случилось после того, как ее подруга, известная феминистка, рассказала ей о том, что произошло с ее телом после прекращения менструаций: «Она сказала, что ее влагалище высохло, умерло, что оно ужасное и никому не нужное». Энслер, шокированная такой яростью, стала расспрашивать подруг, а потом и других женщин об их отношениях со своим телом. Любой разговор начинался с неловкости, но быстро становился открытым и подробным. Энслер поняла, что женщинам нравится говорить о вагинах — и главным образом потому, что раньше их об этом просто не спрашивали. Количество опрошенных росло, Энслер начала записывать монологи собеседниц. Когда набралось 200 монологов женщин разных возрастов, национальностей и сексуальной ориентации, Энслер поняла, что у нее готова пьеса.
Первая постановка «Монологов» проходит в подвале кафе
Ни один театр не был в 1996 году готов ставить пьесу, где 128 раз используется слово «вагина», и — что еще важнее — вывешивать афиши с таким названием. Друзья даже советовали Энслер отказаться от названия в пользу менее провокационного, но писательница настояла на своем. После первого моноспектакля в подвал стали выстраиваться очереди, в основном состоящие из женщин, и вскоре Энслер предложили перенести постановку в крошечный театр HERE Arts Center. Продюсер постановки Дэвид Стоун вспоминал, что незадолго до премьеры к нему в офис пришли водители, протестующие против расклеенных в районе театра афиш, мол, название отвлекает их от дороги. Энслер была уверена, что первое же выступление в театре сорвут, а ее побьют, но ошиблась: «Монологи вагины» оказались настольно популярными, что в течение трех месяцев Энслер играла их чуть ли не каждый день и даже получила за них престижную театральную премию Obie.
«Монологи вагины» читают голливудские звезды
В 1998 году, когда «Монологи вагины» уже шли на Бродвее и были переведены на десяток иностранных языков, Энслер решила устроить благотворительное чтение пьесы и начала приглашать на него известных актрис. Не отказался почти никто: в спектакле, прошедшем 14 февраля в нью-йоркском Бальном зале Hammerstein, приняли участие Джейн Фонда, Вупи Голдберг, Гленн Клоуз, Голди Хоун и другие. Выручка от билетов в тот вечер составила $250 тыс., деньги были направлены на помощь женщинам, пострадавшим от сексуального насилия. После этого акция, получившая название «День В», стала ежегодной, а участие в ней — престижным. «Монологи вагины» читали Кейт Бланшетт, Джиллиан Андерсон, Мерил Стрип, Кейт Уинслет. На данный момент в рамках благотворительных постановок «Монологов вагины» собрано более $100 млн.