Против географии
Анна Толстова о шедеврах авангарда из музеев Вятского края
В Музее русского импрессионизма открывается выставка «Авангард. На телеге в XXI век», сделанная совместно с «Энциклопедией русского авангарда», Ельцин-центром и Вятским художественным музеем. Свыше ста работ авангардистов приедут в Москву из музеев Вятского края — сто лет назад эти картины, рисунки и гравюры отправились в обратном направлении, из столиц — в Вятку.
Гуашь Варвары Степановой «Танцующая фигура» (1919–1920) с яйцеголовым гражданином, сложенным из цветных прямоугольников, входит в цикл «Фигуры» и относится к тому краткому — всего-то три года — периоду, когда боевая подруга Александра Родченко, прежде чем совсем раствориться в производственном искусстве, занималась станковой живописью. Иными словами, это удивительная редкость, и когда на этикетке читаешь, что рисунок хранится не в Третьяковке и не в Русском, а Яранском краеведческом музее, удивление становится еще больше. «Две фигуры» (1920), любовная парочка, он прямоугольнотреугольный, она — овально-округлая, из той же степановской серии, только написанные маслом на картоне, принадлежат Вятскому художественному музею имени Виктора и Аполлинария Васнецовых. Там же хранятся несколько превосходных ранних кубистических и чуть более поздних абстрактных композиций Родченко, а в Яранском краеведческом имеется эскиз какой-то театральной декорации, датированный 1915 годом и наводящий на мысль о том, что Родченко уже успел повидать Пикассо в щукинском собрании. В вятском и яранском музеях обнаруживаются отменные беспредметнические акварели Василия Кандинского, в Слободском музейно-выставочном центре — роскошная коллекция кубистических и абстрактных работ Ольги Розановой, Любови Поповой, Александры Экстер и Веры Пестель, хоть сейчас делай очередную выставку про «амазонок авангарда». Выставка «Авангард. На телеге в XXI век» — не про амазонок и не про беспредметничество, а про то, каким образом настоящие шедевры боевого отряда левого искусства оказались в музеях Вятского края.
С одной стороны — продразверстка, крестьянские восстания, тиф, испанка, голод, бегство крестьян из голодных уездов, цинга, дизентерия, туберкулез, продналог, голодные бунты, репрессии. По результатам обследований губернской контрольно-инспекционной комиссии за 1921 год голодающими в пяти уездах Вятской губернии, до революции одной из самый передовых в плане сельского хозяйства, признано около 764 тыс. человек. Сообщалось, что в отдельных селах цены на краснококшайскую глину достигали 200 тыс. рублей за пуд — глину эту крестьяне ели. Что касается смертности от голода и усиленных голодом эпидемий, точных данных нет, но понятно, что счет тоже шел на тысячи. С другой стороны — новые библиотеки, клубы, народные дома, театры, кинематографы, музеи. В 1920 году Вятская губерния оказывается на первом месте из всех 29 губерний РСФСР по числу изб-читален. Культурная жизнь била ключом — не только в самой Вятке, о художественном музее которой Игорь Грабарь, посетивший город осенью 1920-го, отзывался как о лучшем в российской