Кто первый начал: что нам мешает считать микробов причиной аутизма
В журнале Cell вышла статья, авторы которой предупреждают: не спешите лечить аутизм пересадкой кишечных бактерий. Рассказываем эту историю с самого начала: кому пришла в голову такая идея, как это могло бы работать и почему мы все еще не знаем, вызывают ли микробы аутизм — или все строго наоборот.
В конце XIX века с подачи Луи Пастера врачи решили, что во всех (или почти во всех) болезнях человека замешаны микробы. А Роберт Кох написал методичку по поиску виновных:
- найти в теле больного человека особенного микроба;
- выудить микроба из человека и вырастить отдельно;
- пересадить микроба в здоровый организм — и убедиться, что тот превратился в больной.
За несколько десятков лет, руководствуясь этой схемой, ученые разыскали виновников всех популярных инфекций: для сибирской язвы — бациллу, для холеры — вибриона, для сифилиса — спирохету. Дальше пришел черед вирусов: оспа, корь, полиомиелит. Потом заразные болезни кончились.
А ученые пошли дальше — и начали искать микробов у истоков других болезней, которые всегда считались незаразными и не вызывали эпидемий. Если бы кто-нибудь нашел возбудителя рака или атеросклероза, лечить их стало бы сильно проще: достаточно антибиотика или вакцины. Но не все эти поиски закончились успехом: за виновником гастрита H. pylori врачи гонялись весь ХХ век, возбудителей рака нашли далеко не для всех его видов (об одном из таких онкогенных вирусов мы писали в тексте «Тихая пандемия»), а клинические испытания антимикробных средств против болезни Альцгеймера недавно провалились в первой фазе.
Заполните пропуск
Тогда охота на микробов перешла на новый этап: быть может, некоторые болезни возникают не от того, что в организме завелся кто-то вредный, а от того, что кого-то полезного не хватает? Так, например, возникла гигиеническая гипотеза (о ней можно прочесть в нашем тексте «Паразительная медицина»): люди, которые в детстве встречали на своем пути меньше бактерий (например, потому что родители кипятили для них игрушки), во взрослом возрасте обладают более агрессивной иммунной системой — и от этого у них чаще встречаются воспаления и аутоиммунные заболевания, вроде ревматоидного артрита или аллергии.
А потом в лаборатории подвезли секвенаторы, ученые начали проводить перепись бактерий в кишечнике людей — и заметили, что у некоторых микробиота разнообразнее, чем у всех остальных. Например, сверхдолгожители выделяются среди обычных людей своим богатым и многогранным внутренним миром.
Похожим образом выяснилось, что микробное сообщество в кишечнике людей с расстройствами аутистического спектра особым разнообразием похвастаться не может. Например, у таких людей некоторые виды клостридий и бифидобактерий захватывают себе больше кишечного пространства, чем положено, а другие бактерии, вроде копрококков, оказываются в проигрыше.