Наследие Кристобаля Баленсиаги: Balenciaga FW 06, Dries Van Noten SS 12, Celine SS 17, Balenciaga FW 17
Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой
Если в моде последних 20 лет есть какой-то лейтмотив, то имя ему — Кристобаль Баленсиага. Величайший из всех, «кутюрье всех кутюрье», как его называли, он всегда был вне всяких иерархий, вернее, так высоко, что величие его признавали все остальные. Но причина вечной актуальности его наследия — в характере и свойствах этого величия: он всепоглощающе был увлечен формой — постоянным исследованием ее возможностей, игрой с ней и ее технологическим воплощением,— и это притягивало к баленсиаговскому наследию всех, кто оказывался так же ею увлечен, то есть самых ярких дизайнеров двадцатилетия. Ну и, конечно, невероятно важно, что Баленсиага был выдающимся футуристом, и его силуэты его сейчас выглядят не просто современно, но именно футуристично — и это его понимание будущего, переданное в одежде, имеет сильное воздействие.
Именно увлечение Баленсиагой — вольное или невольное, опосредованное или прямое — лучше всего показывает, как в современной моде работает то, что принято называть по-английски: heritage. А по-русски — наследием великих.
Прежде всего, конечно, надо вспомнить Николя Гескьера и его знаменитую коллекцию Balenciaga осень-зима 2006. Гескьер всю свою карьеру занят именно работой с формой: силуэт, крой, пропорции интересуют его прежде и больше всего остального — стейтмента, гендерных ролей и стилистических опытов. То есть в случае с Гескьером имя на лейбле и личный выбор находились в абсолютной гармонии. А то, что Кристобаль Баленсиага был и остается для Гескьера важным источником, можно видеть и в его сегодняшней работе для Louis Vuitton.
Коллекция Balenciaga FW 06 станет одной из программных для всей периода, проведенного Гескьером в Balenciaga, не только потому, что он прямо и непосредственно обратится к архивам дома, причем в самых узнаваемых образах, как, например, платье беби-долл, но и потому, что он использует эти образы, чтобы реализовать свое собственное видение, абсолютно при этом сохранив их узнаваемость. Баленсиаговский синий в тонкую косую клетку костюм, линия горловины и воротник, отстающий от шеи, рукава три четверти с перчатками, баски, пальто-кокон и даже тот самый шелк в розовый цветочек, в котором был сделан один из самых известных вариантов платья беби-долл, хранящийся в Музее Баленсиаги на его родине, в баскской Гетарии. Но все они были будто уменьшены в пропорциях — короткие юбки, короткие платья, а к ним черные плотные колготки, высокие платформы и высокие шляпы наподобие жокейских. Силуэт получится узким и максимально вытянутым: маленькие жакеты, крошечные юбочки, аккуратные короткие пальто-коконы, а из шелка в розовый цветочек будет сшито вовсе не беби-долл, а платье в талию со структурированной юбкой-тюльпаном. Но один из вариантов беби-долл Баленсиаги, больше похожий на кейп, будет повторен Гескьером практически дословно — и эти баленсиаговские объемы только подчеркнут общую идею. Один из главных силуэтов середины нулевых, одна из самых красивых тогдашних