Как искусство осваивало изоляцию
Видео. Инфекционный пожар в анимационном ролике, снятом на iPhone
В марте американские художники Хуан Делкан и Валентина Исагирре сняли видео о важности самоизоляции со спичками в роли людей. В 12‑секундном анимационном ролике спички выстроены в длинный ряд, и когда зажигается одна, пламя тут же перекидывается на другие — предотвратить пожар можно, только разорвав цепь, то есть выйдя из ряда. Видео быстро стало вирусным, и художники, уже около года работавшие со спичками-человечками, продолжили снимать сюжеты о своих героях в новых обстоятельствах: теперь их спички, оказавшись на карантине, стали самоизолироватся в отдельных коробках, общаться в Zoom и страдать от одиночества.
«Мы хотели, чтобы люди осознали всю серьезность этого кризиса. Это новый вирус, который еще и распространяется очень быстро. Сделать свой вклад в борьбу с ним можно, оставшись дома»,— говорят художники.
Искусство. Миниатюры из масок и туалетной бумаги
В марте японский художник Тацуя Танака начал создавать миниатюры, вдохновленные жизнью в изоляции. Звезда инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и мастер миниатюр Танака с 2011 года знаменит своими микроскопическими скульптурами, созданными из подручных средств. На карантине в ход пошли предметы-символы коронавирусной эпохи — туалетная бумага, термометры и маски. Причем все его коронавирусные миниатюры изображают то, чего больше всего не хватает людям во время пандемии,— отдых на открытом воздухе: из маски у Танаки получились палатка в лесу и бассейн, из градусника — гоночный автомобиль, а из рулона туалетной бумаги — целый горнолыжный курорт.
Искусство. Выставки на балконах и в окнах
В апреле берлинские художники устроили коллективную выставку «Балкон: жизнь, искусство, пандемия и сближение». Пока в Италии на балконах устраивали концерты, в берлинском районе Пренцлауэр-Берг более 50 художников выставили свои работы на балконах. Кураторы двухдневной выставки Иоанна Варза и Овюл О. Дурмусоглу сказали, что «балконы сегодня — один из немногих способов встретиться с миром из замкнутости дома, и, пока наша свобода передвижения приостановлена, они стали уникальным местом для гражданской мобилизации».
В ноябре, во время второго наступления коронавируса, когда арт-галереи были закрыты, берлинский опыт по-своему воспроизвели британские художники, которые стали выставлять свои работы в своих же окнах. В акции Artists Walk приняли 115 художников, которые публиковали информации о выставленных работах — адрес, биографию художника, ссылку на его сайт — в сети. Потенциальные покупатели могли выбрать картину дома, а потом приехать к окну, посмотреть на нее вживую и купить.
Искусство. Реплики шедевров в домашних условиях
В марте в российском фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) начался флешмоб «Изоизоляиция», участники которого стали воссоздавать знаменитые картины из доступных людей и средств. За неделю до этого подобный арт-челлендж запустил американский Музей Гетти, но их акция оказалась далеко не такой популярной: в российской ФБ-группе, посвященной флешмобу, участвовало более полумиллиона человек, и об этой истории написала The New York Times. По мотивам флешмоба уже в апреле была выпущена электронная книга, в конце 2020 года планируется выход альбома: сотня шедевров искусства, их любительские реплики, комментарии искусствоведа Кирилла Светлякова и инструкция по воспроизведению произведения в домашних условиях. А инициатором акции стала менеджер Катерина Брудная-Челядинова, которая, оказавшись на удаленной работе, решила развлечь себя и друзей: «Чуть больше чем за неделю маленький дружеский флешмоб превратился в большую социальную инициативу. Люди совершенно неожиданно для себя нашли какую-то отдушину в это непростое для нас время».