Анна Толстова о выставке, впустившей институциональную критику в музей

WeekendИстория

Информационная бомба замедленного действия

Анна Толстова о выставке, впустившей институциональную критику в музей

Фото: Vostock Photo

2 июля 1970 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке открылась выставка с коротким названием «Информация». Пятидесятилетний юбилей этого события, ставшего этапным в истории концептуализма, напоминает о том, что все эти 50 лет в мире современного искусства продолжается институционально-гигиеническая операция «чистые руки»

В одном из залов Музея современного искусства стояли две прозрачные плексигласовые урны для голосования. Над ними висел большой лист бумаги с текстом: «Станет ли для вас тот факт, что губернатор Рокфеллер не осудил политику президента Никсона в Индокитае, поводом не голосовать за него на выборах в ноябре? Если да — опустите бюллетень в левую урну, если нет — в правую». К тому времени протесты против войны во Вьетнаме шли уже лет пять, и целевая аудитория выставки в MoMA явно была в них вовлечена. Если бы не клан Рокфеллеров, стоявший у основания MoMA и чуть ли не всем составом входивший в его попечительский совет, никакого музея бы не было. Губернатор Рокфеллер, о котором шла речь в вопросе,— это тот самый Нельсон Рокфеллер, известный меценат и любитель искусства, что заказал Диего Ривере злополучную фреску для Rockefeller Center: увидев законченную роспись, заказчик потребовал убрать фигуру Ленина из композиции, художник отказался, ему заплатили за работу, но «Человека на распутье» сбили со стены. Нельсон Рокфеллер стал попечителем MoMA в 1932 году и оставался в попечительском совете музея до самой смерти. Его имя можно найти на первых страницах каталога «Информации» — список попечителей следует за списком художников — участников выставки. К концу выставки бюллетеней в левой урне было в два раза больше, чем в правой. Это, конечно же, не помешало Рокфеллеру с заметным отрывом обойти противника-демократа на ноябрьских выборах и переизбраться на пост губернатора Нью-Йорка. Искусство, как учит семиотика, относится к вторичным моделирующим системам, и в этих системах случаются погрешности.

Работа Ханса Хааке «Голосование в MoMA» вошла в историю как один из первых и самых ярких примеров институциональной критики, ставящей под сомнение всю систему искусства, его производства, дистрибуции и рецепции. Надо отдать должное куратору выставки: в заявке Хааке, опубликованной в каталоге, подробно описывалась лишь сама процедура голосования по некоей социально-политической повестке, но каков будет конкретный вопрос, все узнали только на монтаже экспозиции. Собственно, и в эскизе композиции Риверы для Рокфеллеровского центра тоже не было портрета Ленина — был некий обобщенный образ, и заказчик, утвердивший эскиз и увидавший Ленина, только когда фреска была завершена, требовал вернуться к эскизной обобщенности. Словом, куратор вполне сознательно шел на риск — в конце концов, работа провокатора Хааке идеально отвечала теме и духу «Информации».

Кинастон Макшайн, сделавший «Информацию», которую историки впоследствии начнут рассматривать как первую фундаментальную выставку концептуального искусства в Америке, был гордостью и надеждой MoMA. И совсем не потому, что он, уроженец Тринидада и обладатель британского паспорта, стал первым чернокожим куратором в американском музее высшей лиги. Тут никаких чрезвычайных социально-лифтовых чудес не случилось — его тринидадская семья была состоятельна, образованна и прогрессивна: папа — президент местного банка, мама — лидер местной феминистской организации. Просто Макшайн был молод и чертовски талантлив. На скромной должности в MoMA он подвизался, еще учась в университете, потом ушел в Еврейский музей, там прославился «Основными структурами», первой большой музейной выставкой минимализма, и на волне успеха вернулся. В MoMA он проработает следующие 40 лет, дослужившись до чина главного куратора. Будет открывать новые и хорошо забытые старые имена, готовить колоссальные ретроспективы, утратит чувствительность к актуальному и приобретет консерватизм, так что невольно породит самое последовательное феминистское объединение в сегодняшнем искусстве.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Восемь отцов очарованного странника Восемь отцов очарованного странника

«Юг»: путевая мелодрама как русское роуд-муви

Weekend
Американского саблезубого сумчатого тигра исключили из хищников Американского саблезубого сумчатого тигра исключили из хищников

Большие клыки нужны были ему, чтобы счищать мясо с трупов, а не убивать добычу

N+1
Кто и как платил за ленд-лиз? Кто и как платил за ленд-лиз?

Соглашение о ленд-лизе принесло головную боль советской бюрократической машине

Дилетант
Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями» Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями»

Зиннят Акбашев никогда не мечтал о карьере в ресторанном бизнесе

Bones
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
Белая горячка: как стирать белые вещи Белая горячка: как стирать белые вещи

Как выйти белым из воды — в этой подборке советов

Maxim
Аноним раскрыл секреты жителей маленького городка — и шантажировал их 10 лет Аноним раскрыл секреты жителей маленького городка — и шантажировал их 10 лет

За несколько недель в далеком 1976 году город переменился до неузнаваемости

Cosmopolitan
9 послетитровых сцен в известных фильмах, которые были вырезаны 9 послетитровых сцен в известных фильмах, которые были вырезаны

Хорошо смеется тот герой фильма, кто смеется после титров!

Maxim
Последняя эпопея Последняя эпопея

Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну

Мото
Пляшем от печки Пляшем от печки

Хочешь попробовать настоящую русскую кухню? Ищи традиционную русскую печь

Bones
Как управлять эмоциями клиента, чтобы он не ожидал невозможного и всегда был счастлив Как управлять эмоциями клиента, чтобы он не ожидал невозможного и всегда был счастлив

Нет ничего хуже недовольного и разочарованного клиента

Inc.
В зеркале чужих взглядов В зеркале чужих взглядов

Мы все нуждаемся в оценках окружающих, в их реакциях на наши слова и поступки

Psychologies
Spohn Convertible: самый уродливый немецкий дизайн Spohn Convertible: самый уродливый немецкий дизайн

Как Spohn попали в списки самых уродливых дизайнерских решений всех времен

Популярная механика
35 откровенных вопросов, которые стоит задать своей девушке (чтобы узнать, что ей нравится в постели) 35 откровенных вопросов, которые стоит задать своей девушке (чтобы узнать, что ей нравится в постели)

Открытое общение между любовниками — залог более приятного секса

Playboy
Тараканы: откуда они берутся в доме и куда уходят Тараканы: откуда они берутся в доме и куда уходят

Выясняем, откуда тараканы пришли в наши дома – и куда пропали теперь

Популярная механика
Елизавета Боярская Елизавета Боярская

Актриса Елизавета Боярская стоит на передовой театра новой нормальности

Собака.ru
Как не вестись на провокации: методы поведения на трех уровнях конфликта Как не вестись на провокации: методы поведения на трех уровнях конфликта

Учим искусству не вестись на разводки в споре

Maxim
Правда и мифы о послеродовой депрессии Правда и мифы о послеродовой депрессии

Послеродовая депрессия начинается задолго до рождения ребенка и не проходит сама

Psychologies
Во всем блеске: как использовать глиттер для макияжа глаз и не только Во всем блеске: как использовать глиттер для макияжа глаз и не только

Лето – самое подходящее время для различных экспериментов с макияжем

Cosmopolitan
Боль во спасение: как жить, если вас бросил нарцисс Боль во спасение: как жить, если вас бросил нарцисс

Может ли разрыв сделать нас счастливыми?

Psychologies
Как марка Kenneth Ize переосмысляет культуру Нигерии Как марка Kenneth Ize переосмысляет культуру Нигерии

Kenneth Ize – пример симбиоза ремесленнических традиций и современного дизайна

GQ
«Я совсем не радикальная феминистка» «Я совсем не радикальная феминистка»

Юлдус Бахтиозина о своем фильме «Дочь рыбака» и татарском барокко

Weekend
«Как я пыталась развивать женственность и чем это закончилось» «Как я пыталась развивать женственность и чем это закончилось»

Но что же такое женственность на самом деле?

Psychologies
Необычные хобби русских писателей Необычные хобби русских писателей

Русские классики не могли представить свою жизнь без этих нескучных увлечений

Культура.РФ
1947: бурный рост 1947: бурный рост

Всего за один год мотопромышленность СССР выдвинулась в число крупнейших в мире

Мото
Спаривание наградило мышей лишним весом и сократило их жизнь Спаривание наградило мышей лишним весом и сократило их жизнь

Как спаривание способно изменить физиологию самок мышей

N+1
Изобретательное меньшинство Изобретательное меньшинство

Последнюю субботу июня в России отмечают день изобретателя и рационализатора

Огонёк
Были ли знакомы Ахматова и Цветаева? Были ли знакомы Ахматова и Цветаева?

Между Цветаевой и Ахматовой были и соперничество, и сплетни, и обиды

Культура.РФ
5 черепно-мозговых травм, породивших гениев 5 черепно-мозговых травм, породивших гениев

Савантизм — состояние, которое приводит к появлению выдающихся способностей

Популярная механика
Микроскопический жароустойчивый гриб оказался чемпионом мутаций Микроскопический жароустойчивый гриб оказался чемпионом мутаций

Скорость накопления мутаций у гриба нейроспоры густой оказалась высокой

N+1
Открыть в приложении