Игра сёгунов
«Сёгун»: ревизия западного взгляда на феодальную Японию
На канале FX выходит сериал «Сёгун», где японские феодалы борются за власть любыми средствами в пределах самурайской этики. Главное в нынешней экранизации бестселлера середины 1970-х — то, как по-новому смотрит на эту политическую игру западный наблюдатель.
Пухлый роман Джеймса Клавелла «Сёгун» о приключениях английского моряка в Японии начала XVII века вышел в 1975 году, стал бестселлером и уже спустя пять лет был экранизирован. Телефильм с томным Ричардом Чемберленом в роли белого спасителя был хорош для восьмидесятых, но по нынешним меркам — и этическим, и эстетическим — устарел совершенно: там англичанин смотрел на японцев как на занятных варваров и все действие крутилось вокруг него. В новом сериале все сделано для того, чтобы обернуть этот взгляд в противоположную сторону. Теперь уже японцы рассматривают свалившегося им на голову чумазого авантюриста Джона Блэкторна (Космо Джарвис) как неведомую зверюшку, прикидывая, какую выгоду в разгар войны престолов можно извлечь из его появления на корабле, набитом оружием.
Осака, 1600 год. После смерти верховного правителя страны у власти оказывается малолетний наследник в окружении пяти регентов. Каждый гребет под себя и хочет узурпировать власть, но лишь мудрый Ёси Торанага (Хироюки Санада) по-настоящему заботится о наследнике. «Сейчас не время быть хорошим человеком, нужно стать сёгуном!» — убеждает его старый советник. Сёгунат — такое государственное устройство, когда во главе страны стоит полководец, а не светский правитель. Но Торанага не властолюбив, по крайней мере внешне: «Сёгунат — жестокий пережиток прошлого»,— утверждает он. Только его соперник Исидо (Такэхиро Хира), поднявшийся из низов