Как «Борис Годунов» не стал главной народной драмой русского театра

WeekendИстория

Двести лет без истории

Как «Борис Годунов» не стал главной народной драмой русского театра

В «Борисе Годунове» Пушкин впервые в русской истории превратил народ в одного из главных героев пьесы — и, как потом оказалось, тем самым существенно усложнил ее театральную судьбу. «Годунову» было предназначено стать одним из столпов национального репертуара — наряду с «Горем от ума» и «Ревизором». Ольга Федянина объясняет, почему этого не произошло.

Народ безмолвствует.

Финальная строка «Бориса Годунова», написанного в 1825 году, напечатанного (с купюрами) в 1831-м и запрещенного к постановке до 1866-го, заслуживает места в виртуальном музее цитат, требующих осторожного обращения,— где-то поблизости от ворюга-мне-милей и умом-россию.

Пушкин создал формулу, определяющую положение народа в русском драматическом театре,— острую, как иероглиф, и въедающуюся в мозг, как формула H2O.

Формула чеканная. Из-за этой чеканности театр вот уже два века читает пушкинского «Бориса Годунова» с конца — и часто не дочитывает до начала. Возможно, поэтому (хотя и не исключительно) у пьесы Пушкина такая, скажем осторожно, не слишком счастливая судьба. Вернее, не слишком адекватная.

«Годунов» был предназначен для того, чтобы занять в русском театре место одного из столпов национального репертуара — возможно, первого и главного его столпа — рядом с «Горем от ума», до «Ревизора», «Грозы», «Чайки». Место национальной исторической трагедии, фундаментального высказывания о стране, народе и власти, требующего осмысления и переосмысления на разных исторических этапах. Нечто, образующее канон,— и открывающее возможность полемики с этим каноном. Однако в театральной реальности «Борис Годунов» такого места не занимает.

Да, Мусоргский прекрасно справился с аналогичной задачей в оперном театре, но «Борис Годунов» Пушкина — не опера.

История «Бориса Годунова» на драматической сцене — это череда подходов к снаряду, которые заканчиваются констатацией: вес не взят. Вернее, гораздо чаще — взят отчасти. Но штангу нельзя толкнуть на одну треть.

К подходам мы еще вернемся. Пока же сделаем короткое отступление о театральной прагматике. О том, почему театру и народу встретиться в реальности сложно. Драматический театр по совокупности обстоятельств — технических, идеологических и эстетических — для такой встречи не предназначен. Причем с обеих сторон — и со стороны зала, и со стороны сцены.

Со стороны зала дело выглядит так, что в него приходит не народ, а его микроскопическая, маргинальная часть. Когда-то античный амфитеатр вмещал в себя весь город, но сегодня театральные зрители являются статистической погрешностью — в сравнении с футбольными болельщиками, телезрителями и пользователями разрешенных соцсетей.

Но и на сцене с народом, вернее, с его изображением есть проблемы. Народ в театре называется массовкой, состоит из низкооплачиваемых наемных работников — и даже такую массовку совсем не каждый театр может себе позволить. Главное же, что на сцену вообще-то идут люди, которые не хотят быть народом, а хотят стоять в перекрестье софитов, читать монологи и переживать большие чувства. Быть отдельно. В народ в театре отправляют тех, кому не повезло. Это знают и те, кто на сцене, и те, кто в зале. Конвенция не позволяет обесценивать «самоотверженный труд наших коллег», но коллеги все равно в курсе. Поэтому народ в театре обычно выглядит угнетенным. Внутри него каждый не стал Гамлетом, Ниной Заречной, Треплевым — и ни один не считает, что это правильно.

Короче говоря, народа на сцене быть вообще-то не должно. Поэтому в режиссерском театре есть даже специальный набор технических приемов, позволяющих заменять народ спецэффектами — музыкальными, пластическими, сценографическими. В крайнем случае, с участием монтировщиков и сотрудников прочих цехов. Но в этих технических и концептуальных ухищрениях невозможно избавиться от привкуса манипуляции, пусть даже и талантливой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рога и гобелены Рога и гобелены

В Париже открылась выставка «Кутюр в Лувре: предметы искусства, предметы моды»

Weekend
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Невоплощённый Петербург Невоплощённый Петербург

Стрелка Васильевского острова далеко не сразу обрела хорошо знакомый всем облик

Дилетант
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Это все Трамп Это все Трамп

Это можно было бы назвать «похищением Европы»

Монокль
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики

Геологи СПбГУ смогли первыми определить возраст подводного арктического минерала

Знание – сила
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Губительный пожар, которого не было Губительный пожар, которого не было

ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техника
Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Нам это НАДо? Нам это НАДо?

Инновационный подход к антивозрастному уходу за кожей: косметика с NAD+

Лиза
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Моя лучшая подруга Моя лучшая подруга

Даже после ссоры вернуть лучшую подругу реально. Главное – знать, с чего начать!

Лиза
Открыть в приложении