Что смотреть на фестивале «КАРО.Арт»
Выбор Павла Пугачева и Алексея Филиппова
С10 по 15 октября в кинотеатре «Каро 11 Октябрь» пройдет Второй международный фестиваль «КАРО.Арт», который по количеству и качеству премьерных показов претендует на то, чтобы стать главным столичным смотром года (часть программы эхом покажут и в других городах России). Фильмом открытия станет «Химера» Аличе Рорвакер, а на закрытии состоится первый московский показ «Сказки» Александра Сокурова. Рассказываем о самых интересных премьерах фестиваля.
«Крецул»
Александра Лихачева, 2023
Кишинев, 1997 год. Чемпион-дзюдоист Олег Крецул (Никита Волков) попадает в аварию, в которой теряет жену, а сам слепнет. На помощь приходит кореш Виталик (Сергей Волков), собирающий волю и все пожитки в один кулак и начинающий тренировать своего друга к Паралимпийским играм. Это реальная история: Олег Крецул стал многократным чемпионом, а его друг Виталий Глигор — все еще его тренер (он стал и соавтором сценария фильма). Удивляет в «Крецуле» другое — меньше всего это немногословное, как и его герои, кино похоже на типовую спортивную драму. И дело не только в том, что он обходится без монтажа тренировок. Выпускница мастерской Алексея Учителя Александра Лихачева для своего полнометражного дебюта берет прекрасного оператора Мариуса Пандуру, знаменитого по работе с румынской новой волной, и, двигаясь на ощупь, врезаясь в затылки и замирая на поворотах, крадется по изъезженной колее драм про силу духа и крепкую мужскую дружбу, подмечая странное и не пропуская главное.
«Лови ночь»
Прокопий Бурцев, 2023
Мужчина (Дмитрий Трофимов), возвращаясь домой с работы, получает звонок от незнакомца: его жена похищена, а чтобы ее спасти, нужно выполнить несколько заданий. За одну ночь в зимнем Якутске он переживет «12 раундов», «Соучастника» и «Пилу». Поначалу «Лови ночь» кажется лишь образчиком лихого трэш-кино, дешевого, сердитого и самопального даже по меркам партизанской якутской кинематографии. Но добровольный аутсайдер Бурцев, живущий в кинематографическом затворничестве автор культового «Феррума» (2015), держит в кармане даже не фигу, а остро заточенный нож, которым вспарывает и жанровые ожидания, и критический аппарат зрителя. Короткое, резвое и ошеломляющее кино, о котором хочется думать долго.
«Свет»
Антон Коломеец, 2022
Соцработница Татьяна (Елена Яковлева) готовится к празднованию своего шестидесятилетия, но голова занята чем-то совсем другим. Нет, дело не в визите сына, приезжающего нечасто и ненадолго, но умеющего за пять минут выйти на конфликт. И не в работе: старики, за которыми ей надо присматривать, всегда нуждались в помощи. И сын хороший, и работа любимая, но в памяти настойчиво всплывают моменты ранней юности с песнями под гитару, пылкими признаниями, «Романсом о влюбленных», надеждами и первыми ранами сердца. Что это? Светлая ностальгия по давно минувшему или попытка осмыслить ту травму, после которой жизнь свернула не туда? Фильм, ставший триумфатором последнего фестиваля «Окно в Европу», честно держит интригу до самого конца, но не в ней вся соль этой чуткой и хрупкой картины. Играющая главную роль Елена Яковлева не просто держит на себе весь «Свет», но наделяет его какими-то не поддающимися пересказу свойствами. Говоря о таких актерских работах, обычно используют прилагательное «феноменальная», и здесь это не кажется натяжкой или преувеличением.
DVA
Александра Карелина, 2022
Разбросанные по земле люди, чрезвычайное положение в Москве, запрет на слово «смерть» — нет, это не новостная лента, а экспериментальный фильм клипмейкерши и видеохудожницы Александры Карелиной, задуманный в 2021 году, законченный в 2022-м и показанный на Роттердамском кинофестивале в 2023-м. При всех мрачных ассоциациях, это кино избегает прямолинейных обобщений и обходится вообще без какого-либо строгого нарратива. Снятая на 16-мм пленку лента отсылает к американскому авангарду середины прошлого века (с ассоциативным монтажом, броской визуальной образностью, дневниковостью), но сделана по законам времени сегодняшнего: с клиповым ритмом, нарочитым ретро, сумасшедшим саунд-дизайном. Это кино, смотреть которое необходимо именно на большом экране. Будет очень страшно.