Победители и побеждённые
— Это время, — пишет Вальтер Скотт в предисловии к «Айвенго», — отмечено резкими противоречиями между саксами, возделывавшими землю, и норманнами, которые владели этой землёй в качестве завоевателей и не желали ни смешиваться с побеждёнными, ни признавать их людьми своей породы…

Действие «Айвенго» разворачивается, как мы помним, в 1194 году, при возвращении Ричарда Львиное Сердце из австрийского плена. А бабушка Ричарда приходилась внучкой Вильгельму Завоевателю. Выходит, за столько поколений противоречия ещё не сгладились?
Северные корни
И у саксов, и у нормандцев (то есть выходцев из Нормандии) есть скандинавская история. Только в ХI веке было три завоевания Англии — датчанина Кнуда Великого, норвежца Харальда III (неудачное) и нормандца Вильгельма. Английский король Эдуард Исповедник, хоть и представлял Уэссекскую династию, всё же был сыном Эммы Нормандской и при нормандском дворе провёл долгие годы.
А кто такие нормандцы? Изначально это «норманны» — «северные люди» (скорее всего, в конкретном случае даны — то есть датчане), захватившие французские земли и давшие новым владениям своё имя. Впрочем, датское происхождение герцогов Нормандии стёрлось довольно быстро: уже второй герцог искал учителя датского для своего наследника. К моменту восшествия на престол пятого герцога, Вильгельма-Бастарда, нормандская знать вполне офранцузилась.
Саксы — потомки древнегерманского племени, ещё в IV-V веках вторгшегося в Британию, — воспринимали викингов как божье наказание, а их проповедники призывали не принимать чужих обычаев и не забывать традиций в угоду данам. При этом влияние скандинавов на острове было существенным: область в северо-восточной части Англии называлась областью Danelaw — «Датского права», а среди её населения было множество потомков датчан и норвежцев, переселившихся туда в IX веке.
И вот потомки датчан, ставшие северофранцузскими рыцарями, пришли на землю англо-датского общества, где смешались скандинавские и германские обычаи. К моменту воцарения Вильгельма никакой общности англосаксов и тем более понятия нации не существовало.

Саксы против чужих
Хотя Вильгельм пришёл на эту землю, полагая себя законным наследником Эдуарда, он был чужаком. Король постарался сохранить прежние традиции в организации сельской жизни, монастырей и судов, — а система судов: и городских, и сельских, уже существовала. Размер вергельда (штрафа за смерть свободного человека) зависел от социального статуса жертвы, причём женщина «стоила» не меньше мужчины. При норманнах к традиционному соревнованию клятв и «божьему суду» добавится рыцарский поединок. Как Ревекка в «Айвенго», обвиняемый мог выставить бойца вместо себя самого. Наследование у саксов тоже не зависело от пола наследника, принцип передачи имущества от отца к старшему сыну принесли именно нормандцы. Как писал всё тот же Вальтер Скотт, «саксы уцелели именно как простой народ», и к этому народу новый король пытался найти подход, лишив его лидеров для восстаний и протестов. Вильгельм не только истребил практически всю местную аристократию и разорил крупных землевладельцев, но и новые земельные пожалования делал с оглядкой. Ни один из новых баронов не имел больших владений в одном регионе, лены (земельные наделы) раздавались таким образом, чтобы даже самый крупный землевладелец не мог создать единого сильного государства, подобного Нормандии. Король стал единственным феодалом для всех вассалов: клятву верности приносили только ему, ему же обязывались предоставлять воинов для армии, а замки строились лишь по его повелению.