«Не вор, а шоплифтер»: почему люди крадут вещи в магазинах и не стыдятся этого
«Воровать — плохо». Этому нас учат родители, религии, общество и, в конце концов, законодательство, но согласны с утверждением далеко не все. У шоплифтеров — тех, кто ворует продукты, одежду и вообще любые товары — как правило, есть своя философия. В чем она заключается и отчего возникает? Разбираемся вместе с психологом.
«На ужин вареники с сулугуни, которые я взяла на развес во вкусвилле и пробила как дешевые пельмени. Еще зашоплифтила сырок», — с этих слов пользовательницы @tokinspb в твиттере началось обсуждение такого явления, как шоплифтинг.
Шоплифтинг – англицизм, означающий магазинные кражи. Изначально он подразумевал воровство как развлечение, возможность получить адреналин – им занимались дети и подростки, которые могли снимать кражу на видео, выкладывать их и фотографии “трофеев” в интернет и организовывать целые сообщества. Сейчас же в рядах шоплифтеров есть и взрослые, и пожилые люди – причем с разным уровнем достатка. И мотивация у них тоже разная.
Кто и почему интересуется шоплифтингом
«В основном таким воровством занимаются школьники и подростки, — рассказывает психолог Лилия Левицкая. — Срабатывает желание иметь что-то, чего не можешь позволить, поиск острых ощущений, подростковый протест против устройства общества и правил, против несправедливости. Конечно, играет роль и мода в определенном окружении. Где внимание, там и энергия. Если даже о чем-то говорить и писать в негативном ключе, но прикручивать к этому модное слово, то оно будет притягательным, особенно для подростков. Мозгу все равно, положительные это внушения или нет — важен образ, который они воплощают».