10 книг, которые надо купить на non/fiction
С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе пройдет весенняя Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Weekend выбрал книги, на которые стоит обратить внимание.
Лев Рубинштейн «Бегущая строка»
Новое литературное обозрение
Лев Рубинштейн, поэт, эссеист, один из лидеров московского концептуализма (хотя слово «лидер», конечно, мало сочетается с его нежно-лукавым образом), погиб в январе этого года. Незадолго до смерти он успел составить последнюю книгу. Это — веселый эксперимент, отчетливо наследующий концептуалистским опытам 1970-х, но работающий с материалом современных медиа. «Бегущая строка» — большой коллаж. Материал тут — всевозможные кликбейтные заголовки новостей. «Крыса из метро поделилась пончиком с подругой и попала на видео», «Порномодель нашла своего школьного учителя среди подписчиков и удивилась», «В Австралии выпустили календарь с обнаженными пожарными и коалами» и так далее и так далее. Рубинштейн долго собирал их и выкладывал у себя в блоге, а потом составил из этих идиотических обрывков своеобразную поэму. Отдельные заголовки становятся точкой вдохновения для эссеистических отрывков — язвительно-остроумных и слегка элегических, как всегда у Рубинштейна.
Виктор Кривулин «Стихи 1964–1984», «Проза»
Издательство Ивана Лимбаха
Долгожданное событие — первые две книги трехтомного собрания Виктора Кривулина, одного из самых значительных русских поэтов второй половины ХХ века. Масштаб его долго оставался неосознанным — во многом именно из-за отсутствия полноценных изданий. Отсутствие это объяснимо стратегиями самого автора: бывший идеологом ленинградского андерграунда 1970-х, Кривулин в общем-то оставался непримиримым подпольным человеком и после конца Советского Союза. Помимо того, он был поэтом-философом, метафизиком, мыслившим большими идеями, тысячелетними отрезками истории, но также и большими формами. Его стихи советской эпохи складываются в масштабные циклы-книги, изысканно-величественные структуры, в которых один текст подхватывает тему другого. Эти циклы составляют большую часть первого тома. В центре второго — первая полная и выверенная публикация «Шмона» — авангардного романа, состоящего из одного предложения, написанного под впечатлением от обысков КГБ.
Том Стоппард «Леопольдштадт»
Corpus
Перевод Аркадий Островский
Последняя, поставленная в Британии в 2020 году пьеса Тома Стоппарда — классика постмодернистской драматургии, автора «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Аркадии» и «Берега Утопии». Один из стоппардовских талантов — облекать в драматургическую форму большие романические повествования. Действие «Леопольдштадта» охватывает период с 1900 по 1955 год. В центре его — клан ассимилированных австрийских евреев-интеллектуалов. Фон — пертурбации и катастрофы ХХ века. Предметы бесед — сионизм, нацизм, большевизм, фрейдизм, европейская культура и еврейские традиции. Многие из героев погибают в Холокосте, как и все дедушки-бабушки самого Стоппарда, поэтому «Леопольдштадт» для него — на редкость личная пьеса. Британские критики окрестили его стоппардовским «Списком Шиндлера» и почти единодушно называют шедевром — возможно, прощальным.