10 фильмов Beat Film Festival
Выбор Ксении Рождественской и Алексея Филиппова
6 июня на площадках Москвы и онлайн на «Кинопоиске» стартует Beat Film Festival — главный летний кинофестиваль столицы, отмечающий в этом году свое 15-летие. Рассказываем о самых интересных фильмах программы.
«Ник Кейв и The Birthday Party»
Иэн Уайт, 2023
Диковатый — и ни секунды не развлекательный — трип по постпанк-сцене Мельбурна, Лондона и Берлина конца 1970-х — начала 1980-х годов, история первой группы австралийца Ника Кейва The Birthday Party. Это действительно история группы, а не самого Кейва, как старый голландский док «Чужак в чужой стране» (1987) или недавнее докуфэнтези «20 000 дней на Земле», и самое интересное — наблюдать за тем, что принято называть «групповой динамикой». Даже если она заключается в том, что один из музыкантов ужирается в хлам и забывает, что в какой-то момент должен перестать играть, а у другого — у Кейва, собственно,— на сцене расходятся по шву золотые штаны. Фильм исследует не просто шум и ярость мельбурнского школьного бэнда The Boys Next Door, который потом переименовался в The Birthday Party, поехал завоевывать мир, из чего ничего не вышло, не только историю музыкантов, их зависимостей, взлета, ярости, распада. Режиссер Иэн Уайт окунает зрителя в кипящую — и сегодня с трудом представимую — энергию голодного и нищего постпанка, для которого все едино — давать концерт в отеле «Ритц», откуда музыкантов выгонят через 20 минут, или отменять тур, потому что одного из членов группы посадили на восемь месяцев, или разводить костры для съемок видео, не представляя, можно ли будет этот пожар потушить. Уайт ничего не приукрашивает, не драматизирует, не выстраивает миф, он просто дает прочувствовать бунтарский драйв, прущий из архивных концертных съемок, черно-белых комикс-вставок, сполохов уличных огней. Кейв, вцепившись в микрофон, падает на сцену; кругом, возможно, Бог.
«Кино Годара»
Сирил Лейти, 2022
Этот стоминутный кинопортрет, в котором жизни и творчеству Годара тесновато, начинается с финальных слов «Книги образов», последней полнометражной работы мэтра: «И даже если ничто не пошло бы так, как мы надеялись, это нимало не изменило бы наших надежд». Французский режиссер Сирил Лейти, несколько лет назад снявший телефильм о Мельвиле, в своем новом фильме, не по-годаровски традиционном, сразу объявляет свою цель: «Обожаете вы его или ненавидите, Годар — легенда, а о том, что он человек, мы почти забыли». Лейти не предлагает полное исследование творчества или личной жизни Годара, но показывает человека, не отворачиваясь от легенды: бунтарь, разобравший кино на винтики и безжалостно выкинувший все лишнее, экспериментатор, классик, философ, левак, влюбленный, мизогин... «Женщин он не любил,— говорит в фильме Маша Мериль.— Боготворил их, да. То есть не любил». От открытий «На последнем дыхании», через философию, политику, растущую ярость, деконструкцию киноязыка — Годар всегда стремился к невозможному, с первого же своего фильма делал то, что было не принято. Эпизоды из годаровских работ смонтированы здесь с архивными и сегодняшними интервью — как с самим Годаром, так и с актерами, которые у него снимались. Лейти дает слово и Марине Влади, и Натали Бай, и исследователям творчества Годара. Кто-то из интервьюируемых предсказуемо говорит, что Годар — это пульс 1960-х. Все так, но он еще и тахикардия 1990-х, аритмия нулевых, сегодняшнее молчание.
«Ненастоящий детектив»
Крис Касик, 2023
Эмили Нестор, девушка бойкая, обаятельная и очень любопытная, видит себя двойником Клариссы Стерлинг из «Молчания ягнят». Ее обсессия — авария, произошедшая в 2011 году: погибла двадцатилетняя женщина, и Эмили уверена, что с этим делом что-то не так, а родственники жертвы не сомневаются в том, что произошло убийство. Эмили создает собственный подкаст, чтобы рассказать миру правду. Подкаст становится сверхпопулярным — и неудивительно: пусть у Эмили нет журналистского образования, но она умеет увлечь слушателей. Она встречается с теми, кто что-то знает об этом деле, исследует подробности аварии, ездит на встречи с фанатами, торгует маечками и толстовками с названием подкаста... «Все думают, что хотят знать правду, но она редко им нравится»,— предупреждает она своих слушателей — а надо бы самой об этом подумать. Крис Касик, работавший ассистентом великого Эррола Моррисона (в частности, на «Тумане войны»), говорит, что снял фильм о том, как «рассказчик борется сам с собой, пытаясь сказать правду». Детектив, снятый почти в жанре тру-крайм, попирает все законы жанра: режиссер, используя формальные признаки тру-крайма, снимает свое кино не для того, чтобы узнать правду о давнем деле, а для того, чтобы услышать истерическое счастье в голосе «диванных экспертов», взглянуть на эпоху постправды с высоты птичьего полета, поймать момент, когда подкастер, попрощавшись со своими слушателями, закрывает лицо руками и не знает, что делать дальше.