Prostor выходит на просторы
С командой молодой верфи из Конаково мы познакомились на борту ультрамаринового катамарана Prostor Voyager 14, премьера которого состоялась на Moscow Yacht Show 2023. Можно сказать, тогда он впервые «прилюдно» появился на воде, если не считать ходовых испытаний и собственно пути в Royal Yacht Club из Тверской области. В теплой кают-компании мы беседовали с генеральным директором верфи Сергеем Штанько и руководителем проекта Михаилом Куриловым об идеях, проблемах, планах и, конечно, об их новой лодке.
Сторителл
Эта история началась так же, как и множество других, которые доводилось слышать или читать, когда речь заходила о строительстве какого‑то нового судна. Только у каждой истории и свой сюжет, и свои герои, и своя мораль.
Когда судьба, забрав одни возможности, внезапно открыла глаза на другие, основателю компании, яхтсмену с большим опытом эксплуатации однокорпусных яхт, захотелось больше путешествовать по российским рекам, в первую очередь — по родной Волге. Внутренние водные пути у нас настолько же обширны, насколько и не освоены яхтсменами, а виной всему — отсутствие яхтенной инфраструктуры и дефицит лодок, способных эти барьеры преодолевать. Тщетно искал он подходящий вариант: не слишком маленький, из композита да с премиальной отделкой. И решил строить сам. Сначала прототип себе, а после, если все пойдет по плану, и другим, ведь о проблемах любителей отдыха на воде он знает не понаслышке.
Почему катамаран?
Аргументов несколько. Владельцу нужна была яхта для отдыха, а отдых — это прежде всего комфорт и безопасность, что в переводе на язык конструкторов означает остойчивость, непотопляемость и отсутствие крена в крутой циркуляции — все то, что обеспечивает моторное двухкорпусное судно. Для катамаранной конструкции характерны еще и относительно узкие «поплавки», создающие умеренное волнообразование, а высокий надводный борт снижает забрызгивание палубы, где загорают пассажиры.
Теперь о возможностях. «Мы живем на Волге, но мало кто досконально знает ее: в основном маломерки пытаются пройти в Астрахань через Оку, — рассказывает Михаил. — Калязин, Кашин, река Медведица — какие же потрясающие места! А оборудованных стоянок нет. Около Кашина 150 м фарватер — и километровые поливы. Но за судовой ход ни одно большое судно не выходит — там мели 1,5–2 м. Гонять туда-сюда тендер крайне неудобно, оставлять лодку на рейде не совсем безопасно даже днем. Решили заночевать? Спать на судовом ходу — никогда, ни за какие деньги! Снесут! Сухогрузы, баржи водят тоже люди. Задремал, не посмотрел вовремя на радар…»
Бульб и малая осадка (всего 0,9 м) позволяют «Простору» утыкаться в любой необорудованный берег, а по ступеням носовой аппарели пассажиры высаживаются, не замочив ноги. Волга, Ладога, Выборгские шхеры — полно в России красивых и даже необитаемых островов. Тут ведь, как в туризме: стоит уйти с проторенных троп — и перед вами откроется совершенно другой мир, недоступный тем, кто ходит по пятам за гидом.