Все, что вам нужно знать о Фриде Кало
Виртуальный тур по дому-музею Фриды Кало в Мехико – ваш план на эти майские.
Густые сросшиеся брови, цветы в волосах и почти театральные костюмы, преисполненные мексиканского колорита, – в этом описании несложно узнать Фриду Кало, одну из самых известных художниц XX века. Бескомпромиссная яркость была ключевым проявлением ее стиля, творчества и, наконец, личности. Свою жизнь, полную душевных и физических страданий, она превратила в самостоятельный вид искусства.
Яркие свидетельства биографии художницы хранит ее дом-музей в Мехико, где она провела большую часть своей жизни. Вилла, известная как «Голубой дом», стала местом, где появились на свет наиболее значимые работы Фриды, включая посмертное полотно «Да здравствует жизнь». Посетить ее дом-музей теперь может каждый желающий – виртуальный тур в формате 360 дает возможность ознакомиться с предметами быта, нарядами и некоторыми работами художницы. Рассказываем, почему увидеть это обязан каждый.
Творческий путь
При всем таланте художница-самоучка долгое время предпочитала держаться в тени своего знаменитого мужа Диего Риверы. Собственное творчество она считала скорее увлечением, а потому едва ли стремилась к признанию в художественных кругах. Впрочем, в этом была доля лукавства: отчасти Фрида игнорировала собственные творческие амбиции в угоду любимому мужу.
Обрести уверенность в собственных силах Фриде помогла первая персональная выставка в 1938 году, которая состоялась в период нью-йоркской командировки Диего. «Картины этой начинающей художницы способны составить достойную конкуренцию работам ее знаменитого мужа», – писали в Time. Следующая выставка прошла в Париже при непосредственном участии Андре Бретона. Известный писатель считал Фриду видным сюрреалистом, хотя она всячески открещивалась от этого звания.
Первая персональная выставка на родине состоялась только в 1953 году – за год до смерти художницы. К тому времени она уже не могла вставать с кровати, поэтому на открытие экспозиции ее привезли прямо на больничной койке.
Известность Фриды не выходила за пределы родной Мексики вплоть до конца 1970-х, когда возникла волна интереса к женскому искусству и неомексиканизму. Лишь тогда работы художницы начали изредка появляться на выставках. На сегодняшний день Кало входит в список самых авторитетных художниц XX века, а стоимость ее работ исчисляется миллионами долларов. Так, автопортрет «Корни», созданный в 1943 году, ушел с молотка в 2006 году за рекордные 5,6 миллионов.
Диего Ривера
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида. Если первая всю жизнь отдавалась физической болью, то вторая причиняла боль душевную. Причиной тому были постоянные измены мужа, которые сопровождались ссорами, скандалами и последующими примирениями – все в лучших традициях латиноамериканского сериала.
Начало их семейной жизни положило искусство: начинающая художница познакомилась с Риверой с просьбой оценить ее работы. Решительный характер и неординарная внешность девушки мгновенно покорили Риверу. И даже 20-летняя разница в возрасте не смогла помешать союзу, который накрепко связал судьбы этих двух художников.
Диего не раз повторял, что Фрида – главная и единственная в его жизни женщина, что, впрочем, едва ли могло служить гарантом супружеской верности. Этот человек с лицом жабы, телосложением слона и недюжинной сексуальной энергией снискал большую популярность среди женщин.