Время женщин. Как компании заботятся о сотрудницах и что им это дает
Гендерный дисбаланс не выгоден экономически, поняли российские работодатели и начали активно с ним бороться. Кто-то предоставляет женщинам-руководителям бесплатный клининг-сервис на дом, кто-то открывает в офисе салон красоты, а кто-то оказывает материальную поддержку в период декретного отпуска
Казалось бы, с наступлением ХХI века цели феминизма «за» — равные права, доходы и возможности — были достигнуты. Многие женщины встали во главе международных корпораций, министерств (в том числе силовых), заводов и фабрик, но вместе с тем мировая статистика гласит — гендерный дисбаланс все еще есть. Лишь 25% руководящих позиций в бизнесе занимают женщины, и еще меньше — 22% — в правительствах и парламентах стран, по данным исследования McKinsey. Несмотря на то, что Россия является глобальным лидером по количеству женщин на руководящих позициях (47% против 25% в мире), каждая пятая женщина в стране в деловой жизни подвергается дискриминации по гендерному признаку (21%), гласят данные Thomson Reuters.
Чтобы решить вопрос гендерного дисбаланса, в штате Калифорния, США, в начале осени приняли закон, который обязывает все корпорации штата включить в совет директоров по меньшей мере одну женщину к концу 2019 года, а к 2021 году — не меньше двух, если совет директоров состоит из пяти человек, и не меньше трех, если из шести. Уклониться от исполнения закона не получится — нарушителям грозит штраф от $100 000 до $300 000. Движущим фактором в принятии этого закона стал отчет банка Credit Suisse, согласно которому корпорации, управляемые женщинами, менее склонны к рискованным бизнес-стратегиям и быстрее приносят прибыль. Исследования PwC, BCG, McKinsey также доказывают, что у компаний с женщинами во главе ряд показателей выше, в том числе и финансовых. В России аналогичных законопроектов нет, но вопрос гендерного равновесия активно обсуждается как в правительственных кругах, так и в обществе. Тренд на женское лидерство, безусловно, идет из западных стран, где этот вопрос стали освещать еще десять и более лет назад, и за это время подтвердилась финансовая обоснованность его развития, считает Ирина Механик, руководитель по корпоративным коммуникациям региона CEEMEA, лидер WLF комитета «3М Россия».
Конечно, включить женщину в совет директоров компании или дать ей высокую должность, чтобы поставить галочку в графе «решить гендерную проблему» — мало, и высоких результатов компании не принесет. С сотрудницами нужно работать — развивать в них лидерские качества, к тому же многие женщины сами отказываются от возможности продвинуться вверх по карьерной лестнице — они боятся, что новая нагрузка ударит по личной жизни, либо просто не уверены в собственных силах. Некоторые работодатели забывают тот факт, что женщине не просто воспользоваться правом на декретный отпуск так, чтобы он не отразился на ее карьере. Невнимание к этой проблеме в итоге приведет к гендерному неравенству и ограничит развитие компании.