Бизнес на семейных корнях: сколько стоит родословная
Forbes Life подсчитал, какова вероятность восстановить историю своей семьи, во сколько это обойдется и сколько получат исследователи.
Поклонники сериала «Игра Престолов» уже восемь лет пытаются разобраться в степени родства главных героев. Рисуя генеалогические древа Ланнистеров, Таргариенов и других выдуманных Джорджем Р. Мартином персонажей, они строят свои теории. Отношения в реальных семьях могут быть не менее запутанными: иногда уже внуки могут с трудом представляют, кем были их бабушки и дедушки. Добавьте к этому сложную историю нашей страны, и кажется, что невозможно узнать настоящую фамилию прадеда или имя отца, которого никогда не упоминала мать. С развитием интернета и появлением социальных сетей доступ к информации упростился, но профессиональный поиск и работу с архивным материалами никто не отменял. Сейчас рынок генеалогии востребован как никогда. Forbes Life выяснил, как узнать, если ли у вас общие с Пушкином предки и сколько эта информация стоит.
Рынок генеалогических исследований
В Европе интерес к истории семьи и предкам существовал всегда. Особой дотошностью отличаются венецианцы, которые ведут скрупулезные летописи своего рода. В дореволюционной России изучение генеалогического древа было вполне обычным делом для дворянства. В советское время излишне подробная информация о предках могла быть просто опасной. Советская власть пропагандировала принцип «мы старый мир разрушим до основания» и активно меняла названия городов и улиц. Исключением был Кавказ, где в силу традиций и верований представители всех слоев общества чтили предков и берегли информацию о них. Так что интерес к своим корням у россиян возродился только в 1990-х годах. Считается, что первым человеком в «новой» России, заказавшим крупное генеалогическое исследование за деньги, был Герман Стерлигов.
Ключевых игроков отрасли сейчас примерно 15. Самые крупные из них — Международный генеалогический центр (МГЦ), Центр генеалогических исследований Genealogic, Международный институт генеалогических исследований (МИГИ, старейшая компания, которой исполнилось 20 лет), Международное генеалогическое агентство (МГА), Научный центр историко-генеалогических исследований «Редкий элемент», Проект «Жизнь». Есть даже генеалогическая социальная сеть FamilySpace, в которой клиенты сами могут построить свое древо на имеющихся у них в наличии данных.
И все-таки говорить о существовании сформированного рынка генеалогии в России и странах СНГ сегодня не приходится. Генеалогические исследования — одно из самых молодых направлений, которое только формируется и пока регулируется стандартами задаваемыми, частными компаниями (отсюда непрозрачное ценообразование). К тому же, финансовые обороты на этом рынке пока не сопоставимы с другими отраслями.
Ситуация осложняется тем, что рынок практически не обладает инструментами защиты от мошенников и некомпетентных историков. В России пока нет обязательной сертификации генеалогов, которая позволила бы рынку обрести инструмент защиты клиентов. Однако создание Международной Генеалогической Ассоциации позволило бы подтвердить компетенцию профессионалов отрасли, помочь им расширить круг заказчиков, а также прийти к взаимовыгодному сотрудничеству с коллегами и даже конкурентами.
Цена корней
Если вы решили заняться поисками предков самостоятельно, не прибегая к услугам посредников, фирм, фрилансеров и не отправляясь в командировки, нужно быть готовым инвестировать минимум 30 000 — 50 000 рублей за год. В США исследование Investigating the Genealogy Services Market 2015 года выявило, что человек на поиск предков и информации о них тратит $10-15 000 в год.
Надо платить архивам за копии документов и дойти до начала XIX века хотя бы по четырем фамильным линиям. Но это при условии, что повезло с исходными данными. Если в семье нет старых документов, а родина предков, скажем, Смоленщина, где сохранность архивов ужасает, то поиски могут растянуться на десятилетия.
К примеру, для старта архивного поиска по дореволюционному периоду необходимо знать дату и место рождения предка до 1917 года. Если нет подтверждающих документов или уверенности в точности данных, то лучше выбрать другую стратегию — начать с поиска по советскому периоду (это уже ЗАГСы, военкоматы, похозяйственные книги в селах).