Время данных: как информация становится краеугольным камнем бизнеса, общества и государства
Что такое экономика данных? Почему госуправление превращается в платформенный менеджмент? Как искуcственный интеллект ладит с законом? И зачем современному человеку нужно цифровое «Я»? Рассказывает Елена Авакян — член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», преподаватель Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.
В новой экономике основной ценностью и, скажем так, коммуникативной возможностью становятся передача, аккумуляция, перепродажа данных. Процессы, которые раньше базировались на психологии клиентских отношений, все больше основываются на анализе их поведения, то есть на том, что люди сами о себе рассказывают в открытом или полуоткрытом пространстве.
При этом экономика уже сегодня строится не только на стимулировании, но и на формировании потребительского поведения. Более того, потребительское поведение формируется уже не на уровне социальных групп, а на уровне личности. Аккумуляция и анализ данных дают возможность достучаться до каждого индивида, учесть его личные приоритеты. Одновременно мы переходим от глобального промышленного производства к производству, ориентированному на частные запросы. Развитие 3D-печати скоро полностью изменит логистические цепочки и само понятие экспорта-импорта товаров. Мы начнем экспортировать-импортировать данные о товаре, то есть технико-физические характеристики, позволяющие воспроизвести товар в любой точке мира, на любых производственных мощностях — хоть в домашней лаборатории.
Государственное управление на наших глазах из совокупности властных действий и норм превращается в платформенный менеджмент, отношения «власть — подчинение» трансформируются в отношения «клиент — поставщик». На порталах, изначально призванных предоставлять населению услуги в социальной, гражданско-правовой и учетной сфере, начинает сосредотачиваться политическая жизнь. Там концентрируется система идентификации и аутентификации, организуются пробные и даже реальные выборы. Там реализуются управленческие процессы, собирается информация политического свойства, начинает формироваться политическое поведение граждан. Таргетированная политическая реклама давно стала обыденностью. Мы видим, как информационные пулы формируются с расчетом на каждого конкретного гражданина.