Дресс-код силы: как одежда помогает управлять людьми
Что такое power dressing? Как внешний вид политиков и бизнесменов помогает или мешает им добиться желаемого? И почему важно помнить, что стиль и образ, имидж и репутация — не одно и то же? Об этом журналист, писатель и признанный эксперт в области моды Алена Долецкая рассказала на своем выступлении в рамках лектория бизнес-школы «Сколково». Публикуем основные тезисы ее лекции.
Термин «power dressing» на русский язык часто переводят как «одежда для власти», что, согласитесь, не совсем точно отражает смысл. Правильнее было бы сказать «дресс-код силы». Этот термин возник в 1970-е годы в США. Это было десятилетие хиппи, когда все радовались и расслаблялись после не менее разнузданных 1960-х.
Тогда же вышла книга знаменитого американского имиджмейкера Джона Т. Моллоя под названием «Dress for success», то есть «Одежда для успеха». Она стала настоящим бестселлером. Джон Моллой провозгласил, что пришло время, когда женщины должны заняться карьерой, потому что они умны, талантливы и серьезны, а значит, должны иначе выглядеть. Его главный приговор: «Забудьте про платья с цветочным принтом, крестьянские сарафаны, туфли на платформе и пестрые свитера. Все эти цветочки — для лузеров и среднего класса. Только монохром: серая юбка, светлая блузка и чулки телесного цвета».
Он высказался довольно жестко, но действительно, женщины пошли работать, постепенно начали занимать руководящие посты, стали думать о том, как одеваться, чтобы их воспринимали всерьез. И мир моды тут же уловил их настроение.
«Мода — это отдельная индустрия, — скажете вы. — У меня завод по производству консервов. Какая связь между ним и модой?» Так вот: мода занимает уникальное место в культуре любого народа. Ей можно не интересоваться, но игнорировать ее практически невозможно.
В ответ на запросы женщин Джорджо Армани в 1980-е предложил им свободные деловые костюмы, чтобы они чувствовали себя расслабленно и уверенно. Параллельно с ним появляется Жиль Сандер, которая создает минималистичные вещи из изумительного качества тканей, продвигая довольно андрогинный стиль. «Это, конечно же, как бы мужские костюмы», — намекает она.