Вооруженный иконостас: как РПЦ удивила Россию Путиным и Сталиным
Русская православная церковь и ее спонсоры за последние десятилетия построили тысячи храмов. Можно ли удивить публику еще одним культовым сооружением? Оказывается, можно: новости о главном храме вооруженных сил уже неделю уверенно держаться в топе
Главный храм вооруженных сил слишком явно отличается от прочего церковного новостроя. Все уже привыкли, что новые православные храмы — это в лучшем случае стилизации под Византию, псковско-новгородскую архитектуру, московское узорочье и т.п., а в худшем — и такого много понастроено — вполне постмодернистское цитирование различных стилей без всякого понимания предназначения храма, организации храмового пространства и его символики. На самостоятельные архитектурные и дизайнерские решения архитекторы за редким исключением не способны, да и заказчики этого не требуют. Главное, чтобы было «традиционно», богато и пафосно.
Храм вооруженных сил — это тоже очень пафосно и очень богато. Однако в смелости заказчикам и архитекторам не откажешь. Они постарались нагрузить храм различными смыслами, как явными, так и тайными. Однако тайные смыслы относятся не к тайнам богопознания и богообщения, а к формальным датам и календарным значениям. Без дополнительных пояснений этот квест вряд ли смогут разгадать даже ведущие специалисты по литургическому богословию.
Почему диаметр барабана главного купола 19 метров 45 сантиметров? Правильный ответ: в честь окончания Великой Отечественной войны в 1945 года.
Почему высота малых куполов 14 метров 18 сантиметров? Правильный ответ: 1418 дней и ночей длилась война 1941-1945 годов.
Почему в иконостасе храма 48 икон? Правильный ответ: по числу месяцев боевых действий в Великой Отечественной и советско-японской войн.
Почему площадь мозаики в интерьере главного храма составляет 2644 квадратных метров? Правильный ответ: это число полных кавалеров Ордена Славы.
Другими словами, архитекторы всеми силами стремятся показать, что храм строится для утверждения и пропаганды вполне земных — идеологических — ценностей: прославления воинского героизма и памяти об истории военных побед. Эта довольно коварная подмена смыслов прослеживается и в других элементах архитектурного проекта и убранства храма.
Тема победы, если разобраться с ее богословским содержанием, оказывается интерпретирована в чуждом евангельской проповеди духе. Мозаики в галерее храма показывают, как Божия Матерь покровительствовала русским, советским и российским солдатам в разных битвах на всем протяжении истории. Сама победа понимается однозначно — как уничтожение и посрамление противника плюс торжество народного духа, ведомого государственной властью. Ступени храма сделаны из траков от немецких танков. «Мы считаем, что поднимаясь по ступеням этого храма, мы идем по оружию поверженного врага», — с гордостью сказал министр обороны Сергей Шойгу.
Другими словами, «поверженный враг» и сегодня, спустя 75 лет после окончания войны, не дает кому-то покоя. Снова и снова министру нужно не только самому убеждаться в том, что враг повержен, но и учить молодежь топтать ногами поверженного врага. Уже на пороге храма возникает особый победный настрой, который внутри храма должен только усиливаться. И вместе с тем организация храмового пространства подавляет вошедшего грандиозным парадом сакральных образов.
«Для всего мира важный момент — что у нас самое большое изображение Христа в мире в куполе… Это ноу-хау. Такого никогда не было. Спас Нерукотворный», — рассказывает главный художник храма Василий Нестеренко. И продолжает: «На западной апсиде с противоположной стороны огромная тридцатиметровая Богородица, которая свидетельствует обо всех войнах, которые были у нас. Ее чаще всего воспринимают в связи с Великой Отечественной войной».