Улыбка соучастницы
Когда «Мону Лизу» копировали ученики Леонардо, это воспринималось как должное. Современный художник Бэнкси тоже не считает воспроизведение легендарной картины плагиатом — в актуальном искусстве этот прием называется апроприацией
В 1919 году дадаист Марсель Дюшан пририсовал Джоконде на открытке усы и бороду, подписал изображение непристойной аббревиатурой и объявил себя автором нового произведения искусства: ведь он поместил культурную икону в собственный контекст. Вполне в духе дюшановской концепции реди-мейд, согласно которой любой предмет, выставленный художником в галерее, считался авторским арт-объектом. В дальнейшем «Мону Лизу» «присваивали» многие известные творцы: Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския… В конце столетия появились термин «апроприация» (использование художником предметов и чужих произведений в собственных) и движение — апроприационизм. В XXI веке шедевр Леонардо не дает покоя звезде стрит-арта Бэнкси. Художник любит помещать узнаваемые сюжеты с картин и фотографий в неожиданный контекст и обыгрывает образ Джоконды в разных техниках, делая ее «соучастницей» своих «партизанских» акций.
Галерея: Присвоенная «Джоконда»
Около 1915
Казимир Малевич, «Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)»
1919
Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q.
1963
Энди Уорхол. «Тридцать лучше, чем одна»
1973
Сальвадор Дали. «Автопортрет a la „Мона Лиза“». «Джоконда» с лицом Дали вставлена в другую картину эпохи Ренессанса
1983
Жан-Мишель Баския. «Мона Лиза»
«Мона Лиза», 2001 год
1. Техника. Изображение похоже на постер, оно нанесено на холст через трафарет краской из баллончика, как граффити на стену. Это любимая стилистика деятелей поп-арта. Самая узнаваемая дама эпохи Возрождения воплощена в актуальной манере Новейшего времени. Розовая «Мона Лиза» участвует в выставке Бэнкси, проходящей в Москве со 2 июня по 2 сентября 2018 года.