Первый путь на запад
В XVII веке скромная голландская экспедиция, искавшая альтернативный путь на Острова пряностей, открыла мыс Горн – место с самой плохой погодой на Земле
Четырнадцатого июня 1615 года от берегов голландского острова Тексел отплыли два корабля – 225-тонный «Эндрахт» («Согласие») и 69-тонная яхта «Горн». Эту экспедицию снарядил богатый купец из Амстердама Исаак Лемер, поставивший во главе нее своего сына Якоба.
Капитаном «Эндрахта» стал опытный сорокавосьмилетний мореход Виллем Корнелис Схаутен, начальство над «Горном» принял его младший брат Ян Корнелис. Команду обоих кораблей составляли восемьдесят семь человек – причем при отплытии они точно не знали, куда направляется экспедиция. И лишь когда миновало уже одиннадцать дней с начала плавания, Схаутен и Якоб Лемер откровенно рассказали все своим людям. Дело в том, что Исаак Лемер мечтал разрушить монополию голландской Ост-Индской компании, узурпировавшей всю торговлю с Молуккскими островами. Эти острова были невероятно богаты пряностями, ценившимися тогда на вес золота. Обладая благодаря своим деньгам огромным влиянием, Ост-Индская компания сумела пролоббировать закон, запрещающий любому не принадлежащему ей голландскому судну пользоваться Магеллановым проливом. На тот момент этот пролив был единственным известным европейцам маршрутом из Атлантического океана в Тихий.
Исаак Лемер договорился с несколькими купцами из голландского городка Горн (Хорн). Он убедил их участвовать в софинансировании экспедиции, которая все-таки сумеет найти западный маршрут до вожделенных Островов пряностей. Выйдя в море, Схаутен и Лемер-младший нарисовали перед матросами соблазнительную картину открытия новых стран, где все они обретут огромные богатства.
Атлантику экспедиция пересекла путем, уже открытым предшественниками – сначала строго на юг вдоль берегов Африки, а потом, после пересечения экватора, последовал поворот на запад. Достигнув берегов Бразилии, «Эндрахт» и «Горн», стали спускаться вдоль ее побережья на юг, пока не добрались до Патагонии. Далее Схаутен и Лемер намеревались войти в бухту Пуэрто-Десеадо, которую почти за сто лет до того открыл великий Фернан Магеллан. И именно здесь на голландских мореходов обрушились первые испытания.
Буря и пожар
Разразилась буря, в течение нескольких дней мешавшая обоим судам войти в бухту. Когда же это все-таки удалось, навалилась новая напасть – мощный отлив. Схаутены велели вытащить корабли на мелководье, чтобы произвести очистку их днища от приставшей морской живности и починку рассохшихся бортов. Но вдруг смола, использовавшаяся для шпаклевки «Горна», загорелась, а взметнувшееся пламя быстро добралось до порохового погреба. Сильный взрыв уничтожил «Горн» почти полностью – к счастью, экипаж не пострадал. Это случилось 19 декабря 1615 года. Все, что удалось спасти с «Горна», перенесли на борт «Эндрахта». На него же перешли и члены экипажа сгоревшей яхты.
Путешествие возобновилось. 13 января нового 1616 года путешественники достигли Фолклендских островов, открытых за двадцать с лишним лет до плавания «Эндрахта», затем добрались до Огненной Земли. В полдень 24 января наблюдатель на мачте увидел сразу две новые суши – одну по правому борту, а другую к востоку от него. Их разделял глубокий пролив шириною не более восьми миль. «Эндрахт» смело устремился в этот пролив, в котором резвилась огромная стая китов. Спустя сутки «Эндрахт» уже выходил из пролива, получившего имя Лемера, а вскоре, находясь под 55,59 южной широты, обогнул гористый остров, обладавший обращенным к югу выступом-мысом. Схаутен записал в судовом журнале: «Мы встретили сильную волну и ярко-синюю воду, которая вселила в нас уверенность, что мы находимся в Великом Южном море. Это нас очень обрадовало, так как мы решили, что открыли путь, доселе не известный людям… К вечеру (29 января – авт.) мы опять увидели землю на северо-западе. Она вся состояла из высоких, покрытых снегом гор и кончалась острым выступом, который мы назвали мысом Горн».