«Волковская пивоварня». Пиво имени себя
Директор «Волковской пивоварни» и президент ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексей Аксель, рассказал нам как живёт российский крафт и что происходит с культурой его потребления.
Давайте начнём с самого начала. Почему вы связали свою жизнь с пивом?
Это произошло очень давно. С 1998 года я работал в компаниях по продаже напитков в бары и рестораны, а потом оказался в одной из структур, тесно связанных с «Московской пивоваренной компанией» («МПК») – мощнейшим игроком на пивном рынке, бренды которого известны всем («Жигули», «Хамовники», «Трёхгорное»). «Волковская пивоварня» (бренды «Волчок», «Бланш де Мазай», «Неправильный мёд» и другие) появилась только в 2015-м и мне предложили её возглавить. Так я перешёл на сторону производителя и столкнулся с прежде неизвестной мне темой: созданием рецептур и выводом новых сортов на рынок. Ну а помимо работы в пивоварне, я являюсь президентом Ассоциации крафтовых пивоварен, в которую входит около пятидесяти небольших российских производителей. Так что вся моя жизнь связана с пивом и, признаться, я очень этому рад. Мы поставляем нашу продукцию не только по всей России, но и за рубеж, вплоть до Австралии.
А правда, что заграницей всегда хорошо продаётся иностранное пиво? Ну то есть, условные австралийцы или китайцы без ума от наших сортов, а мы с восторгом пьём китайское?
Это не совсем так. Например, в Бельгии, Германии и Великобритании вообще не обращают внимания на импортные сорта. Можно сказать, что в этом отношении они истинные патриоты: пьют то, к чему привыкли. Кроме того, в той же Германии тема крафта в принципе не зашла. Немцы её просто не поняли.
Почему? IPA слишком горек для них?
На протяжении нескольких столетий у них существует закон о чистоте пива – «Райнхайтсгебот». Согласно этому закону, в напитке не должно быть ничего, кроме солода, воды и хмеля. А немцы очень консервативны – живут этой традицией и чтут её. С другой стороны, есть Америка – родина крафта и самый большой рынок для этой продукции. Там сотни сортов в каждом штате. Буквально в каждом городе есть свой бренд, которым производители очень гордятся. Мы, конечно, не Штаты, но нам тоже есть чем гордиться, ведь наш проект начинал и ведёт Миша Ершов – пивовар-виртуоз, известный не только в России, но и далеко за её пределами. У нас есть небольшая пивоварня (мы называем её лабораторией), которая варит всего тонну в месяц. В ней Михаил создавал все наши крафты, там мы продолжаем эксперименты со вкусами. Понравился — переносим на площадки побольше, в том числе и на те, которые мы арендуем у «МПК», а это очень большой объём производства.
А это нормально, что крафт варится в таких объёмах? История, вроде, камерная?
История крафтового пива началась в 1970-х годах в США, как попытка противостоять жирным конвейерным котам из транснациональных корпораций. В те времена это было модно и касалось не только пива. Люди искренне поддерживали местное производство, особенно в маленьких городках, где все друг друга знали. Владельцы маленьких пивоварен предлагали новые необычные вкусы, рассказывали о рецептуре, были своими в доску – друзьями и соседями. Примерно так же, как с мини-пекарнями, такими тёплыми и уютными. Постепенно многие из них переросли домашнее пивоварение и поняли, что нужно двигаться дальше, развиваться. Невозможно выжить только с одним сортом, который нравится твоему соседу. Поэтому многие маленькие заводики, со временем превратились в большие компании, с производством в разных точках мира. Это совершенно нормальный процесс.