Тундра-самобранка
Человек выживает даже в крайне сложных условиях, но шансов больше у того, кто не стремится подчинить себе природу, а проявляет гибкость, находя гармонию с окружающим миром. Как якуты, веками живущие в самом холодном месте на земле
Герой
Виктор Томский
Родился в 1987 году в Верхоянске в семье школьного учителя и сотрудницы бухгалтерии, один из четверых детей. Окончил биолого-географический факультет Северо-Восточного федерального университета по специальности «география». Проходил практику на Байкале и в Монголии, учился в языковой школе в Китае. Вместе со старшей сестрой работает в семейной туристической компании, которая организует для якутов туры по Центральной России. Помимо русского и якутского владеет разговорным китайским, английским и португальским языками.
Коренные жители
Якуты
Самоназвание — саха (во множественном числе — сахалар). Общая численность — около 480 000 человек. Большая часть из них проживает в Якутии. Согласно одной из гипотез, якутский этнос возник в XV–XVI вв. в бассейне Лены при слиянии местных жителей с пришельцами из Прибайкалья. До христианизации, начавшейся в XVIII веке, исповедовали местные верования, которые отчасти сохранились до наших дней. Исторически занимаются скотоводством и упряжным оленеводством, собирательством, рыболовством и охотой. Якутский народный эпос «Олонхо» включен в список всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО, а в музыкальную культуру якуты привнесли горловое пение и якутский варган хомус.
Холод якут чувствует с рождения — и приспосабливается к нему как может. Чтобы не замерзнуть, мы едим много жирного мяса. Помню, когда я был ребенком, отец постоянно приносил домой с охоты огромных толстых зайцев. Мне было грустно, что они мертвые, и я просил отца принести живых зайчиков.
В Якутии, особенно на севере, практически все мужчины — охотники. Отцы передают свое мастерство сыновьям. С одинокими женщинами, стариками принято делиться добычей. Рыбачат почти все, ставят невод: на севере самые рыбные места! Караси с тарелку величиной, муксун, чир, пелядь, осетровые…
Растительной пищей якуты тоже не брезгуют. Ягод и грибов летом и осенью собираем по десять ведер. Иногда в тайге скользко от маслят! Собираем морошку, бруснику, смородину, голубику, чернику, малину — она у нас дикая, растет на скалах… Варим варенье или морозим, чтоб сохранялись витамины. Но вегетарианцев среди якутов нет: без мяса здесь долго не протянешь.
Не выжить в наши морозы и без натурального меха: никакие, даже самые высокотехнологичные, искусственные материалы не могут его заменить. Сколько себя помню — вечно одет как капуста, в многослойную, тяжелую одежду. Из шкур и меха оленя у нас шьют унты, рукавицы, шапки. Охотничьи сапоги делаются из мягкой оленьей кожи, внутрь надеваются портянки из заячьей шкуры с мехом — и ходи хоть в минус 60!
Может показаться, что мы убиваем все живое вокруг. Это не так. В Якутии существует негласный кодекс этичной охоты. Если в какой-то сезон популяция зайцев, например, критически снижается, люди стараются убивать их как можно меньше, оставляют самок. С другой стороны, зайцы ведь тоже вредители: если слишком расплодятся, погрызут все деревья, а значит, будут проблемы с дровами. Кстати, деревья мы тоже не рубим как попало — на дрова используем сухостой. Природа не прощает небрежности.