Тогда мы идем к вам
Фестиваль «Золотая маска» бьет рекорды по количеству провинциальных и экспериментальных спектаклей в конкурсе.
Едва объявив номинантов фестиваля «Золотая маска» 2019, который в феврале стартует в столице, председатель экспертного совета по драматическому театру и театру кукол Александр Вислов с удивлением констатировал: «Мы поставили рекорд! Впервые общее количество спектаклей провинции перекрыло суммарное количество номинантов из Москвы и Петербурга». Как же так получилось?
Если посмотреть в архиве «Маски», как выглядели списки номинантов в конце 1990‑х годов, — разительный контраст! Во-первых, спектаклей в конкурсе было на порядок меньше, во-вторых, московские и петербургские театры уверенно забивали региональные. Выдвижение спектакля откуда-нибудь из глубинки тогда казалось скорее данью политкорректности, потому что все понимали: куда там провинции тягаться с Москвой?
Принято считать, что фестиваль или премия лишь отражают реальность, но «Золотая маска», наоборот, за четверть века сама эту новую реальность сформировала. Именно благодаря ей в стране возникло ощущение единого театрального пространства, и почти каждый театр даже из самой глухой провинции знает: он теперь не сам по себе, он — часть каких-то больших процессов.
И если взглянуть на афишу 2019 года, мы увидим, что региональные театры становятся отличной стартовой площадкой для молодых столичных режиссеров. Пример? Первым на ум приходит Дмитрий Егоров, у которого в этом году номинированы сразу две работы: «Время секонд хэнд» по повести Светланы Алексиевич в Омске и «Я.Другой.Такой.Страны.» по текстам Дмитрия Пригова в Красноярске. Егорову 38 лет, он из Петербурга, но самые удачные его спектакли поставлены за пределами родного города.