Агенты «зеленых» перемен в России — о своей работе, выгорании и миссии

VogueМода

Служба спасения

От электрокаров и экокосметики до тотальной перенастройки мозгов — агенты «зеленых» перемен в России рассказывают о своей работе, выгорании и миссии.

Фото: Игорь Павлов. Стиль: Дарья Баскова. Текст: Виктория Дядькина; Ирина Новик; Анна Федина

Слева направо. На Наталье: поло из хлопка, Loro Piana; хлопковые брюки, Ralph Lauren. На Алене: шерстяные жакет и брюки, хлопковый топ, все Loro Piana

Наталья Бенеславская, IKEA Россия

«Я бы занималась этим, даже если бы мне не платили зарплату. Потому что если есть какая-то деятельность, которая имеет для меня смысл, то это она», — говорит Наталья Бенеславская, руководитель отдела устойчивого развития IKEA в России. В проблемы окружающей среды она погрузилась еще во время учебы на экономиста в СПбГУТ им. Бонч-Бруевича. Ее волновала социалка, но экологическая повестка в итоге оказалась сложнее и интереснее. В 2008 году многие друзья не понимали, зачем Наталья пошла в Greenpeace. «Это была маргинальная тема. Любая вечеринка для меня заканчивалась, как только кто-то узнавал, где я работаю. Люди нависали с вопросами: «Ты что, планету защищаешь? Тебе больше заняться нечем?» Сейчас, к счастью, все иначе».

Уже шесть лет Наталья работает в IKEA, но и с Greenpeace связи не теряет: «Мы часто обращаемся к ним за экспертным мнением». Основные маршруты обозначены в приоритетах компании и стратегии по устойчивому развитию. Доступность, удобство, забота о людях и планете имеют равную ценность. «Так решается парадокс бизнеса: мы можем продавать и при этом поддерживаем ответственное потребление».

В отделе Натальи 25 человек, а поводов для гордости в разы больше. Два года назад они запустили доставку электрокарами, став пионерами среди ретейлеров в России. В 2021‑м начали принимать мебель от покупателей на переработку в Москве и Санкт-Петербурге — древесину пропускают через шредер, и она идет в производство новых товаров. Ничего подобного IKEA ни в одной стране до этого не делала.

Глобальные коллеги поддерживают — в апреле этого года холдинг Ingka Group, куда входит IKEA, инвестировал 21 миллиард рублей в парки солнечных батарей. С помощью этой «зеленой» энергии будут снабжаться все российские магазины бренда и частично торговые центры «Мега». «Покупка «зеленых сертификатов», которые подтверждают, что компания закупила возобновляемую энергию и намерена продолжать, тоже неплохой вариант. Но мы хотим не только того, чтобы наша совесть была чиста, но и чтобы эта сфера в стране развивалась», — объясняет Наталья.

Роль бизнеса в экоповестке — придумывать способы сделать то, что еще недавно казалось невозможным, считает Наталья: «Если что-то не развито, нам все равно надо туда идти». Прежде всего нужно понять, как сделать так, чтобы «зеленый» образ жизни не доставлял неудобств. Стремление людей к комфорту — главная экологическая проблема, по мнению Бенеславской: «Я не верю, что люди пересядут с машин на велосипеды, но я верю, что все машины могут стать электрокарами, а все электричество может поставляться из возобновляемых источников».

2020‑й вдохнул в Наталью надежду: люди перестали летать и стали меньше покупать — и конкретно от этого никто не умер: «Коронакризис ничто по сравнению с климатическим. Вот только так близко, как с ковидом, с экологическими проблемами мы столкнемся тогда, когда будет поздно. Зато теперь у нас есть прецедент: мы знаем, от чего можем отказаться и на что способны ради спасения мира».

Алена Юзефович, «Сколково»

«Сейчас идет глобальная смена парадигмы. От представления о мире как об огромном механизме, в котором для повышения эффективности нужно подкрутить отдельные детальки, к пониманию того, что мир, за исключением крошечного технологического блока, — живой. У машин ты можешь оценивать КПД, а в саду — только создавать условия для роста», — рассуждает новый директор по устойчивому развитию бизнес-школы «Сколково» Алена Юзефович.

Первым «зеленым» проектом уроженки Кургана и выпускницы ИСАА МГУ стал сбор батареек в магазинах MediaMarkt. Той же задаче она посвятила свой стартап Boxy, и в 2017‑м, Год экологии, его контейнеры появились и в Совфеде, и в Госдуме. Тогда Алена выгорела, ушла работать в премию Effie, потом улетела в Швецию учиться в магистратуре Strategic Leadership Towards Sustainability: «В Россию я вернулась с благой вестью: можно быть живым. Больше не надо чувствовать себя роботом, который работает только на результат».

В магистратуре Алена уверовала и в системный подход — настоящие перемены могут происходить лишь на уровне mindset, то есть картины мира, и в рамках совместной работы. «Я разочаровалась в геройском нарративе. Во-первых, он неэкологичный и возлагает на «героя» непомерный груз. Во-вторых, ни одно системное изменение не произведет один человек. Раньше мне хотелось получать внешнюю валидацию. Теперь я научилась работать в команде и быть там, где правда нужна», — говорит Юзефович, которая пришла в «Сколково» в феврале 2021‑го.

На момент нашего разговора Алена уже вовсю включилась в процесс экологизации кампуса и в разработку семинаров по устойчивому развитию для корпораций и сотрудников.

Юзефович нравится идеология Отто Шармера из MIT, который обучает лидеров в области устойчивого развития, — «от эго к эко». «Человечество должно повзрослеть до того состояния, когда ты понимаешь, что не можешь завтра рвануть на мотоцикле куда глаза глядят, потому что у тебя есть родные. Это ощущение, что ты со всеми связан и несешь ответственность, нужно привнести и в наши отношения с миром. Если ты смотришь на дерево и думаешь, что между вами ничего общего, это ошибка — вас связывает сложный цикл регулирования углерода и кислорода».

Бизнес, общество, государство тоже должны осознать взаимную связь. В ведущих бизнес-школах идут разговоры, что капитализм, который направлен лишь на увеличение прибыли акционеров, морально устарел. «Почему один из игроков имеет абсолютную власть, а мнения рядовых сотрудников и тех, кто живет в регионе, где работает компания, учитываются по остаточному принципу? Такой дискуссии в России я пока не слышу, но была бы рада ее поддержать». Школа «Сколково» для этого — идеальное место: «Мы учим и госсектор, и бизнес, и НКО. И все они нужны, чтобы начались изменения».

Алена надеется, что разные стороны встретятся на международном форуме по устойчивому развитию и ESG осенью. А пока она наблюдает за тем, как может идти диалог, на климатических играх Living Lab — стартапе, который она запустила вместе с Анастасией Лаукканен и Анной Сычевой в декабре 2020‑го. На первой офлайн-игре участникам, примерившим роли промышленников, лидеров стран и активистов, удалось договориться о мерах, которые удержат повышение температуры на уровне 1,7 °C к 2100 году. Если мы сможем этого добиться, страшный сценарий Hothouse Earth, «Земля-баня», нам не грозит.

Анастасия Семенова, SmoRodina

Бьюти-бренд с экоидеологией SmoRodina появился в 2017 году, в родном городе Анастасии, пропитанном фабричным дымом. «Магнитогорск — специфичный город: экология у нас не очень. Наверное, поэтому мы любим убегать за город, благо рядом Уральские горы. А еще интересуемся ЗОЖем, натуральным питанием и такой же косметикой», — говорит Семенова, которой нравились европейцы Annemarie Börlind и Dr.Hauschka и хотелось создать что-то похожее, но с русским акцентом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я для себя. Светлана Бондарчук Я для себя. Светлана Бондарчук

В 2020‑м жизнь Светланы Бондарчук сильно изменилась

Glamour
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Право на отдых Право на отдых

Трудоголизм стремительно выходит из моды

Vogue
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Масочный режим Масочный режим

Молодые художницы исследуют национальную идентичность с помощью масок

Vogue
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Это по любви Это по любви

Отрывок из автобиографии вице-президента США Камалы Харрис

Vogue
Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки

Какая посуда безопасна для микроволновки, а от какой лучше отказаться?

CHIP
#макияж #макияж

Помады, тени, хайлайтеры, блески, флюиды для красоты хорошего настроения

Glamour
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Голоса зовут Голоса зовут

Лайн‑ап из молодых российских певиц

Vogue
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Михаил Дегтярев: Фонд – это инструмент нашего президента Михаил Дегтярев: Фонд – это инструмент нашего президента

О создании Российского спортивного фонда и трудностях, которые он решит

Ведомости
Взяться за голову Взяться за голову

В КХЛ усилили защиту от ЧМТ: новые правила и умные капы для игроков

Ведомости
Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах

Дети и подростки, которым исполняется около 15 лет, уже зарабатывают деньги

Forbes
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
Как получить максимум пользы для здоровья от велосипеда: 10 самых мудрых (и простых) правил Как получить максимум пользы для здоровья от велосипеда: 10 самых мудрых (и простых) правил

Десять универсальных законов, помогающих всем освоить велосипед

ТехИнсайдер
Как мотивировать сотрудников: повышаем работоспособность команды Как мотивировать сотрудников: повышаем работоспособность команды

Проверенные стратегии повышения вовлеченности сотрудников на основе кейсов

Inc.
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Город, которому нужно 20 лет Город, которому нужно 20 лет

У Саратова есть потенциал, но ему не хватает времени

Weekend
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Любви все возрасты покорны Любви все возрасты покорны

Встретить свою судьбу можно и после 60 лет: история Светланы Черновой

Лиза
Прием гипотензивных препаратов вечером обеспечил лучший контроль давления Прием гипотензивных препаратов вечером обеспечил лучший контроль давления

Как контроль приема гипотензивных препаратов контролирует гипертензию

N+1
Дорожки на даче Дорожки на даче

Как экономно обустроить тропинки на садовом участке

Лиза
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией

Исследователи сообщили об успешном лечении тяжелой системной склеродермии

N+1
Детский плач в возрасте пяти месяцев связали с наследственностью Детский плач в возрасте пяти месяцев связали с наследственностью

Генетические факторы отвечают за 70 процентов плача

N+1
«Все это было чудом» «Все это было чудом»

«Союз» — «Аполлон»: пример того, что космос возможен как зона сотрудничества

Монокль
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Открыть в приложении