Право голоса
Победа женщин-режиссеров, в том числе Киры Коваленко, в Каннах, мировой триумф «Бриджертонов» с чернокожими аристократами — почему кино взяло курс на дайверсити, рассуждает Мария Кувшинова.
Нашумевший сериал «Топи» вызвал у зрителей волну интереса и шквал критики. Пятеро героев отправились из Москвы в хтоническую деревню. У парней были известны профессии (журналист и стартапер), а о роде деятельности девушек нам не сообщили ничего. Их предыстории состояли из любовных и семейных драм. Сценарий написал Дмитрий Глуховский, вот только его таланта не хватило, чтобы вырваться из плена гендерных стереотипов. Женщины руководят корпорациями и летают в космос, но в массовом сознании мужчины по-прежнему определяются через дело, а женщины — через эмоции.
Хотя режиссерами, сценаристами и продюсерами чаще всего были мужчины (и до сих пор в Голливуде 96 % режиссеров — мужчины), в последние годы все больше людей в индустрии начали понимать: талант — не единственное условие успеха, важен опыт (а он очень отличается у представителей разных гендерных, этнических и других групп) и уникальные истории. Нужно открывать доступ в творческие профессии тем, кто раньше был в них мало представлен, потому что они знают что-то, о чем мужчины из среднего класса не догадываются. Не были, не обращали внимания, заполняли пробелы стереотипами.
На этот сдвиг повлияли и исследования гендерного неравенства, которые начались в 1970‑х годах в университетской среде, а сегодня стали достоянием общественности; и процесс Харви Вайнштейна, вскрывший масштабы насилия по отношению к женщинам в Голливуде; и социальные сети, пользователи которых замечают слепые зоны в сознании сценаристов. Есть и еще один фактор, который заставил Запад озаботиться гендерным и расовым разнообразием в сценарных командах. Первые сто лет своего существования киностудия зарабатывала на продаже билетов в кино (не только на них, но все же). Но в XXI веке возник новый способ кинопоказа — онлайн-платформы, которые, в отличие от привычных нам плюшевых залов, имеют возможность собирать информацию о том, кто и как смотрит