Почему кино взяло курс на дайверсити?

VogueСобытия

Право голоса

Победа женщин-режиссеров, в том числе Киры Коваленко, в Каннах, мировой триумф «Бриджертонов» с чернокожими аристократами — почему кино взяло курс на дайверсити, рассуждает Мария Кувшинова.

По часовой стрелке. «Мурина», реж. Антонета Кусиянович, 2021. «Сырое», реж. Жюлия Дюкурно, 2016. «Топи», реж. Владимир Мирзоев, 2021. «Разжимая кулаки», реж. Кира Коваленко, 2021. «Бриджертоны», реж. Джули Энн Робинсон, Шери Фоксон, Олрик Райли, Том Верика, 2020.

Нашумевший сериал «Топи» вызвал у зрителей волну интереса и шквал критики. Пятеро героев отправились из Москвы в хтоническую деревню. У парней были известны профессии (журналист и стартапер), а о роде деятельности девушек нам не сообщили ничего. Их предыстории состояли из любовных и семейных драм. Сценарий написал Дмитрий Глуховский, вот только его таланта не хватило, чтобы вырваться из плена гендерных стереотипов. Женщины руководят корпорациями и летают в космос, но в массовом сознании мужчины по-прежнему определяются через дело, а женщины — через эмоции.

Хотя режиссерами, сценаристами и продюсерами чаще всего были мужчины (и до сих пор в Голливуде 96 % режиссеров — мужчины), в последние годы все больше людей в индустрии начали понимать: талант — не единственное условие успеха, важен опыт (а он очень отличается у представителей разных гендерных, этнических и других групп) и уникальные истории. Нужно открывать доступ в творческие профессии тем, кто раньше был в них мало представлен, потому что они знают что-то, о чем мужчины из среднего класса не догадываются. Не были, не обращали внимания, заполняли пробелы стереотипами.

«Черная Вдова», реж. Кейт Шортланд, 2021.

На этот сдвиг повлияли и исследования гендерного неравенства, которые начались в 1970‑х годах в университетской среде, а сегодня стали достоянием общественности; и процесс Харви Вайнштейна, вскрывший масштабы насилия по отношению к женщинам в Голливуде; и социальные сети, пользователи которых замечают слепые зоны в сознании сценаристов. Есть и еще один фактор, который заставил Запад озаботиться гендерным и расовым разнообразием в сценарных командах. Первые сто лет своего существования киностудия зарабатывала на продаже билетов в кино (не только на них, но все же). Но в XXI веке возник новый способ кинопоказа — онлайн-платформы, которые, в отличие от привычных нам плюшевых залов, имеют возможность собирать информацию о том, кто и как смотрит

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении