Как устроен терменвокс — единственный в мире бесконтактный музыкальный инструмент
Сто лет назад инженер, физик и виолончелист Лев Термен изобрел терменвокс — первый и единственный бесконтактный музыкальный инструмент. Чтобы на нем сыграть, музыкант должен руками воздействовать на электромагнитное поле вокруг инструмента.
Одним из первых звучание терменвокса услышал Владимир Ленин, идеолог электрификации страны, который решил сделать изобретение Термена символом нового времени. Узнать подробности того, как массовое распространение электричества повлияло на советский авангард, можно на выставке в Музее Москвы «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». В нашем материале — подлинная история терменвокса с комментариями дочери и правнука легендарного изобретателя.
Ленин — первый поклонник терменвокса
Выходец из дворянской семьи, физик, инженер и виолончелист Лев Термен изобрел терменвокс в 1919 году в Санкт-Петербурге. Первая публичная презентация фантастического музыкального инструмента прошла в октябре 1921 года на VIII Всероссийском электротехническом съезде, где обсуждали план электрификации России. Присутствовавший на докладе Льва Термена председатель Радиосовета Аким Николаев сообщил о новом изобретении Владимиру Ленину, и в начале 1922 года терменвокс оказался в кабинете председателя Совета народных комиссаров РСФСР в Московском Кремле.
Термен исполнил несколько музыкальных произведений в сопровождении секретаря вождя Лидии Фотиевой, игравшей на фортепиано, а в конце встречи устроил небольшой мастер-класс — управляя руками Ленина, исполнил романс «Жаворонок» Михаила Глинки. Вскоре, по распоряжению руководителя партии, для Льва Термена был выписан специальный мандат для бесплатного проезда по железным дорогам. Для жителей 150 советских городов и сел Термен стал главным пропагандистом электрификации звука.
Лев Термен. Воспоминания: «Особенно важно было показать, что электричество — это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но и средство наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами даже музыкальных звучаний. Для этого исполнение на новом музыкальном электроинструменте производилось не механическим способом, как на обычных инструментах, а посредством свободного движения рук и пальцев на расстоянии от инструмента, посредством воздействия на его электрическое поле».
Как устроен терменвокс
На терменвоксе играют движениями рук в воздухе — без прикосновений к инструменту. Мелодия становится слышна за счет изменения исполнителем емкости электромагнитного поля, окружающего терменвокс. В его классической версии нет ни струн, ни клавиш, ни педалей — только две металлические антенны: горизонтальная отвечает за громкость, а вертикальная — за высоту тона. Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук. Чем ближе к антенне слева — тем громче. Интересно, что прототип терменвокса имел лишь одну антенну, регулирующую высоту, а для управления громкостью существовала педаль. Затем Термен от такого варианта отказался. Для него было важно устранить любых посредников между музыкантом и звуком, так что ничего лишнего в классической версии терменвокса не осталось.