Питерский ре­жис­сер Максим Диденко за­хва­ты­ва­ет Москву спек­так­лем «Черный рус­ский». В глав­ных ро­лях — вы, зрители!

Vogue

Черная магия

Питерский ре­жис­сер Максим Диденко за­хва­ты­ва­ет Москву спек­так­лем «Черный рус­ский». В глав­ных ро­лях — вы, зрители!

Фото: Николай Бирюков. Стиль: Ольга Дунина. Текст: Елена Ковальская

С ре­жис­се­ром Диденко мы встре­ча­ем­ся в Доме Спиридо­но­ва в Малом Гнездни­ков­ском. Особняк XIX века, при­над­ле­жав­ший стат­ско­му со­вет­ни­ку, в нуле­вых от­ре­ста­ври­ро­ва­ли, и обыч­но здесь про­хо­дят свет­ские со­бы­тия — от пред­про­даж­ной вы­став­ки аук­ци­он­но­го дома Christie’s до за­кры­тых но­во­год­них ве­че­ри­нок. Но на сле­ду­ю­щие несколь­ко ме­ся­цев он пре­вра­тит­ся в дом Троекуро­ва из по­ве­сти Пушкина «Дубровский» — и туда вы­стро­ит­ся оче­редь те­ат­ра­лов и свет­ских модниц.

Спектакль-про­ме­над — ат­трак­ци­он, пе­ре­жить ко­то­рый дол­жен каж­дый. Театр с эф­фек­том при­сут­ствия, где зри­тель при­ни­ма­ет непо­сред­ствен­ное уча­стие в дей­ствии (его еще на­зы­ва­ют им­мер­сив­ным), — се­го­дня есть в про­грам­ме лю­бо­го сто­я­ще­го фе­сти­ва­ля и каж­дой сто­ли­цы. Например, в Нью‑Йорке тол­пы рвут­ся на блок­ба­стер Sleep No More ли­де­ров жан­ра — Punchdrunk. Там на от­куп шоу от­да­но це­лое зда­ние на Манхэттене, где в ги­пер­ре­а­ли­стич­ных де­ко­ра­ци­ях клад­би­ща, бара, псих­боль­ни­цы рас­ска­зы­ва­ет­ся ис­то­рия по мо­ти­вам «Макбета».

Последние три года увле­че­на им­мер­сив­ным те­ат­ром и Москва: сре­ди эта­ло­нов жан­ра — «Норманск» Юрия Квятков­ско­го в Центре Мейерхоль­да и аудио­квест Remote Moscow немец­кой ком­па­нии Rimini Protokoll. Но спек­такль Диденко — со­бы­тие осо­бо­го рода.

Создающая «Черный рус­ский» те­ат­раль­ная ком­па­ния Ecstátic (сре­ди ос­но­ва­те­лей — ди­рек­тор на­шу­мев­шей «Мастерской Дмитрия Брусники­на» Елена Новикова) пер­вой в России со­еди­ни­ла этот жанр и боль­шие день­ги — без них, по­ло­жа руку на серд­це, им­мер­сив­ный те­атр не про­из­во­дит долж­но­го впе­чат­ле­ния. На эф­фект по­ра­же­ния звез­ды вро­де Равшаны Курковой и Артема Ткаченко в глав­ных ро­лях, изощ­рен­ный ви­део­арт и гу­стая аку­сти­че­ская сре­да, и рос­кош­ное про­стран­ство Спиридо­нов­ско­го особ­ня­ка, и ро­ман­ти­че­ский сю­жет: бо­га­тый ти­ран Троекуров дру­жил с бед­ным по­ме­щи­ком Дубровским, но сто­и­ло им по­ссо­рить­ся, он пу­стил со­се­да по миру и со­гнал его в гроб. Сын Дубровско­го ста­но­вит­ся раз­бой­ни­ком. Он хо­чет ме­сти, но влюб­ля­ет­ся в доч­ку Троекуро­ва Машу.

Зрители на­де­ва­ют при­чуд­ли­вые мас­ки и де­лят­ся на груп­пы — каж­дая пой­дет за од­ним из ге­ро­ев. Одновре­мен­но в про­стран­стве спек­так­ля раз­ви­ва­ют­ся три сю­жет­ные ли­нии, уви­деть их все сра­зу не смо­жет никто.

История рас­ска­за­на с трех сто­рон — от лица влюб­лен­ных Дубровско­го и Маши, ее отца Троекуро­ва. Поначалу зри­те­ли раз­де­ля­ют­ся на три груп­пы и сле­ду­ют каж­дая за сво­им ге­ро­ем. В се­ре­дине шоу их пе­ре­ста­ют на­прав­лять, и они бро­дят по про­стран­ству спек­так­ля как хо­тят. Но все встре­ча­ют­ся в фина­ле. Зритель, как бы он это­го ни хо­тел, не мо­жет уви­деть спек­такль це­ли­ком. Он ви­дит фраг­мен­ты, а це­лое до­ри­со­вы­ва­ет его фан­та­зия. В ре­зуль­та­те ста­но­вит­ся соавтором.

На ак­те­рах, сле­ва направо.
На Гладстоне Махибе: паль­то, Dior Homme; ру­баш­ка, Yohji Yamamoto; брю­ки, Dries Van Noten; бо­тин­ки, Masnada. 
На Мари Ворожи: кру­жев­ное пла­тье, Dolce & Gabbana.
На Владими­ре Кошевом и Илье Деле: те­ат­раль­ные костюмы.
На Артеме Ткаченко: жа­кет, брю­ки и бо­тин­ки, все Saint Laurent.
На Равшане Курковой: топ из тюля и кру­же­ва, Dolce & Gabbana; шел­ко­вая юбка, Miu Miu.
На Алексее Залатине: те­ат­раль­ный костюм.

Мы с ре­жис­се­ром раз­го­ва­ри­ва­ем на пер­вом эта­же, где по­стро­е­на кух­ня: бе­лый пла­стик, пли­ты из стек­ло­ке­ра­ми­ки. Кухня как кух­ня, толь­ко раз­ме­ром с ар­мей­ский плац. В про­еме две­ри вид­не­ет­ся лес. «Первый этаж — хо­лоп­ский, — про­во­дит экс­кур­сию по сво­им вла­де­ни­ям Максим. — Тут лес, хлев и кух­ня. Наверху — ка­бинет, спаль­ня и сто­ло­вая. Почему все совре­мен­ное? Потому что дело про­ис­хо­дит в наши дни».

Вдруг ра­зом меркнет свет. Особняк на­вод­ня­ет гул. Кухню за­по­ло­ня­ют пер­со­на­жи. Мертвая жен­щи­на жа­рит мясо. Пухлый по­вар бе­рет меня за пу­го­ви­цу и при­сталь­но смот­рит в гла­за: «Если ты го­то­вишь в чу­гун­ке кашу рас­сып­ча­тую…» Я от­цеп­ляю его от себя си­лой и на­прав­ля­юсь в фойе. Там встре­чаю мерт­ве­ца в сюр­ту­ке — долж­но быть, отец Дубровско­го. Еще му­жи­ка с то­по­ром. Блаженную де­вуш­ку с чу­роч­кой, ко­то­рую она дер­жит как мла­ден­ца. «Прежде чем от­пра­вить­ся по усадь­бе Троекуро­ва, вы долж­ны усво­ить несколь­ко пра­вил, — зву­чит ра­зом со всех сто­рон. — Они пре­дель­но про­сты. Молчите. Обратите вни­ма­ние на маль­чи­ка. Его зо­вут Саша. Он от­ве­дет вас к Маше…» Я под­ни­ма­юсь за Сашей по лест­ни­це. Мраморный амур за­го­вор­щи­че­ски при­жи­ма­ет па­лец к гу­бам: «Тсс». Шоу начинается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Королевы бала Королевы бала

За «Мастера и Маргариту» разом взялись балет, театр и кино

Vogue
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Верни мой каменный топор Верни мой каменный топор

Вновь изобрести технологии каменного века занимательно, но зачем это нужно?

Вокруг света
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Открыть в приложении