Черная магия
Питерский режиссер Максим Диденко захватывает Москву спектаклем «Черный русский». В главных ролях — вы, зрители!
С режиссером Диденко мы встречаемся в Доме Спиридонова в Малом Гнездниковском. Особняк XIX века, принадлежавший статскому советнику, в нулевых отреставрировали, и обычно здесь проходят светские события — от предпродажной выставки аукционного дома Christie’s до закрытых новогодних вечеринок. Но на следующие несколько месяцев он превратится в дом Троекурова из повести Пушкина «Дубровский» — и туда выстроится очередь театралов и светских модниц.
Спектакль-променад — аттракцион, пережить который должен каждый. Театр с эффектом присутствия, где зритель принимает непосредственное участие в действии (его еще называют иммерсивным), — сегодня есть в программе любого стоящего фестиваля и каждой столицы. Например, в Нью‑Йорке толпы рвутся на блокбастер Sleep No More лидеров жанра — Punchdrunk. Там на откуп шоу отдано целое здание на Манхэттене, где в гиперреалистичных декорациях кладбища, бара, психбольницы рассказывается история по мотивам «Макбета».
Последние три года увлечена иммерсивным театром и Москва: среди эталонов жанра — «Норманск» Юрия Квятковского в Центре Мейерхольда и аудиоквест Remote Moscow немецкой компании Rimini Protokoll. Но спектакль Диденко — событие особого рода.
Создающая «Черный русский» театральная компания Ecstátic (среди основателей — директор нашумевшей «Мастерской Дмитрия Брусникина» Елена Новикова) первой в России соединила этот жанр и большие деньги — без них, положа руку на сердце, иммерсивный театр не производит должного впечатления. На эффект поражения звезды вроде Равшаны Курковой и Артема Ткаченко в главных ролях, изощренный видеоарт и густая акустическая среда, и роскошное пространство Спиридоновского особняка, и романтический сюжет: богатый тиран Троекуров дружил с бедным помещиком Дубровским, но стоило им поссориться, он пустил соседа по миру и согнал его в гроб. Сын Дубровского становится разбойником. Он хочет мести, но влюбляется в дочку Троекурова Машу.
Зрители надевают причудливые маски и делятся на группы — каждая пойдет за одним из героев. Одновременно в пространстве спектакля развиваются три сюжетные линии, увидеть их все сразу не сможет никто.
История рассказана с трех сторон — от лица влюбленных Дубровского и Маши, ее отца Троекурова. Поначалу зрители разделяются на три группы и следуют каждая за своим героем. В середине шоу их перестают направлять, и они бродят по пространству спектакля как хотят. Но все встречаются в финале. Зритель, как бы он этого ни хотел, не может увидеть спектакль целиком. Он видит фрагменты, а целое дорисовывает его фантазия. В результате становится соавтором.
Мы с режиссером разговариваем на первом этаже, где построена кухня: белый пластик, плиты из стеклокерамики. Кухня как кухня, только размером с армейский плац. В проеме двери виднеется лес. «Первый этаж — холопский, — проводит экскурсию по своим владениям Максим. — Тут лес, хлев и кухня. Наверху — кабинет, спальня и столовая. Почему все современное? Потому что дело происходит в наши дни».
Вдруг разом меркнет свет. Особняк наводняет гул. Кухню заполоняют персонажи. Мертвая женщина жарит мясо. Пухлый повар берет меня за пуговицу и пристально смотрит в глаза: «Если ты готовишь в чугунке кашу рассыпчатую…» Я отцепляю его от себя силой и направляюсь в фойе. Там встречаю мертвеца в сюртуке — должно быть, отец Дубровского. Еще мужика с топором. Блаженную девушку с чурочкой, которую она держит как младенца. «Прежде чем отправиться по усадьбе Троекурова, вы должны усвоить несколько правил, — звучит разом со всех сторон. — Они предельно просты. Молчите. Обратите внимание на мальчика. Его зовут Саша. Он отведет вас к Маше…» Я поднимаюсь за Сашей по лестнице. Мраморный амур заговорщически прижимает палец к губам: «Тсс». Шоу начинается.