Вина и зрелищ
Винодельня-театр на вилле римского императора
Археологи нашли на двух древнеримских виллах роскошно отделанные винодельни, рабочая зона которых была прекрасно видна из хозяйских столовых, и предположили, что процесс обработки урожая мог играть роль театрального представления. О том, как были устроены поместья в Древнем Риме и почему винодельни на этих двух виллах похожи на театр, рассказывает Юлли Улетова, автор канала «Помпеи изнутри».
Римские дачники
Даже если римская вилла не была серьезным сельскохозяйственным предприятием, а хозяева считали ее только местом отдыха от жизни в столице, на ее территории все равно производили достаточно пищи, чтобы покрыть потребности обитателей. Но были и настоящие сельскохозяйственные виллы. Со времен Республики владельцы поместий старались сочетать в них комфорт для хозяев и экономическую эффективность. Римляне были первыми, кто взялся за создание инструкций для желавших не только обеспечить пропитанием собственную фамилию, включая рабов, но и заработать на излишках.
Самый ранний из дошедших до нас трактатов о земледелии приписывают политику II века до нашей эры Марку Порцию Катону Старшему (Цензору). Сохранились также сочинения Марка Теренция Варрона (I век до нашей эры), Луция Юния Модерата Колумеллы и Гая Плиния Секунда Старшего (оба — I век нашей эры). Советы, которые дают авторы этих трактатов, касаются широкого спектра занятий от земледелия и садоводства до обустройства технических сооружений (например, навозохранилищ или давилен).
С течением времени — от Катона до Колумеллы — рекомендации совершенствовались, свидетельствуя об изменениях в этой сфере римской жизни. В частности, навозохранилища при Катоне — это просто кучи, которые следует укрывать от солнца ветками, а дренировать почву привыкли лишь с помощью сточных канав. Колумелла уже рекомендует устраивать навозохранилища с цементным дном, а для дренажа предлагает целый список разных типов канав и каналов, выбор которых зависит от свойств почвы.
Устройство древнеримских вилл нам хорошо известно. Описания в сохранившихся письменных источниках, подкрепленные изображениями на фресках и результатами археологических раскопок, позволили проследить изменения как в строительстве сельскохозяйственных и парадных поместий, так и в отношении богатых римлян к своим усадьбам.
Рачительный хозяин, увлеченный сельским хозяйством, идеальный читатель трактатов Катона и Варрона, к концу I века до нашей эры эволюционирует (или деградирует) в праздного прожигателя жизни, чья вилла становится витриной его успеха и богатства. Даже поэт Гораций в конце эпохи Республики сетует, что сады, предназначенные для красоты, в Италии становятся популярнее полей и оливковых рощ, а граждане, которые должны строить роскошными общественные здания, украшают монументальными сооружениями собственные владения.
Баня на вилле Сципиона Африканского, жившего в III веке до нашей эры, которую в письме другу спустя 250 лет описывает Сенека, «тесная и темная», «под простою крышею», с «непроцеженною водой, чаще всего мутной и, в сильные дожди, чуть ли не илистой!» Во второй половине I века нашей эры у Плиния Младшего, согласно его же описанию тоже в письме другу, гипокауст — то есть паровое отопление под полом — есть не только в термах виллы, но даже в одной из спален.
Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию» с горечью описывает стремление его современников превратить жилище при хозяйстве в роскошное обиталище сибарита.
Любой сочтет себя убогим бедняком, если стены вокруг не блистают большими драгоценными кругами, если александрийский мрамор не оттеняет нумидийские наборные плиты, если их не покрывает сплошь тщательно положенный и пестрый, как роспись, воск, если кровля не из стекла, если фасийский камень, прежде – редкое украшение в каком-нибудь храме, не обрамляет бассейнов, в которые мы погружаем похудевшее от обильного пота тело, если вода льется не из серебряных кранов. […] Сколько ступеней, по которым с шумом сбегает вода! Мы до того дошли в расточительстве, что не желаем ступать иначе как по самоцветам. Луций Анней Сенека
Сохранившиеся фрагменты отделки разных древнеримских вилл, содержание писем Цицерона и Плиния подтверждают выводы Сенеки: римляне действительно украшали свои поместья настолько роскошно, насколько позволяли средства. Вилла Мистерий в Помпеях, Вилла Поппеи в Оплонтисе, Вилла Сан-Марко в Стабиях, укрытые от времени пеплом Везувия, поражают воображение богатством и разнообразием декора.
Регион Кампания славился плодородием почв и хорошим климатом, поэтому вилл, в том числе и сельскохозяйственных, археологи здесь открыли очень много. Однако поместье, где винодельня была превращена в театральные подмостки, обнаружено в другом италийском регионе — в Лации, колыбели древнеримской цивилизации.
Вилла братьев Квинтилиев — императорская ферма
Вилла на V миле знаменитой Аппиевой дороги, что вела из Рима в Капую и далее в Брундизий, была построена во II веке на фундаментах, существовавших, как выяснили археологи, с конца I века. Она принадлежала в то время братьям Квинтилиям, консулам 151 года, написавшим и агрономический трактат, не дошедший до нас.
Дион Кассий упоминает братьев в своей «Римской истории».
Коммод предал смерти двух Квинтилиев, Кондиана и Максима. Дело в том, что они пользовались великой славой благодаря своей образованности, военному искусству, единодушию и богатству, и как раз из-за присущих им достоинств они попали под подозрение: ведь если они и не замышляли переворот, то уж точно были недовольны положением дел. И таким образом, они как жили вместе, так вместе и умерли, а с ними и сын одного из них. Братья относились друг к другу с исключительной любовью и никогда не расставались, даже занимая государственные должности. Имея большие доходы, они стали чрезвычайно богатыми, и обязанности по должности исполняли вместе, сидя рядом друг с другом.