Ливановы: три поколения актеров и лучший Холмс по версии Елизаветы II

Караван историйРепортаж

Ливановы

Наталья Николайчик

Фото: Киностудия «Ленфильм»

«Это элементарно, Ватсон!» Кто еще может так произносить эти слова? Только Василий Ливанов. Даже королева Великобритании Елизавета II наградила его орденом Британской империи как лучшего Шерлока Холмса. Василий Борисович — режиссер, писатель и актер в третьем поколении. Его отец Борис Николаевич был любимым учеником Станиславского и умер под его портретом. Дед Николай Александрович в 18 лет ушел в актеры и объездил всю провинцию, выступая на одной сцене с легендарным Мамонтом Дальским.

Василий Ливанов: «Сохранилась справка конца XIX века: «Отпустить крестьянина Николая Ливанова в актеры»

— Василий Борисович, что значит быть актером в третьем поколении?

— У японцев актеры в третьем поколении получают статус «национальной драгоценности», их боятся обидеть, так как считается, что они способны общаться с так называемым тонким миром. Раньше и у нас это понимали. Мой отец, который служил во МХАТе, очень точными считал слова Чехова: «Странные люди эти актеры. Да и люди ли они?..»

— Кто стал родоначальником актерской династии Ливановых?

— Первым был мой дед Николай Александрович Ливанов. Он родом из волжских симбирских казаков. Фамилия у нас говорящая. Когда весной начинали таять снега, вода сливалась в Волгу и образовывалась верхняя вода, недели две был «лив» — быстрое течение. По «ливу» идеально было переплавлять бревна, их связывали в плоты и гнали вниз по реке к Астрахани. Казаков-плотогонов называли людьми «лива» или Ливановыми. Как вы понимаете, они были людьми мощными. Дед тоже. Но судьба его неожиданно сделала резкий поворот. Он попал в Симбирск из станицы Анненской, увидел театральное представление и был потрясен. Он понял, что без театра жить не сможет. Хотел тут же уйти в артисты, но отец — Александр Николаевич — не отпустил, и его можно понять, у него была мануфактура, которая шила паруса, и свой магазин. Он сказал Николаю: «Ты единственный сын и наследуешь мое дело». Но Господь распорядился иначе.

Дед Николай Александрович, первый в актерской династии Ливановых, 1890-е годы. Фото: из архива семьи Ливановых

Прадед купил баржу на Волге, а это было грандиозное событие. Собрал отмечать всех друзей молодости, с кем работал, накрыл на берегу огромную поляну, цыган позвал, и они стали гулять. Остановиться он не мог, и когда у него кончились деньги, поскакал домой, чтобы взять еще. Скакал по краю берега, тот обломился, и прадед с лошадью полетел в воду. Лошадь была любимая, он бросился ее спасать и погиб. Прабабка Надежда после смерти мужа продала баржу с мануфактурой и магазином и жила на эти деньги до конца своих дней. Николай Александрович же сделал то, к чему лежала душа, — ушел в артисты. Сохранилась справка волостного управления: «Отпустить крестьянина Николая Ливанова в актеры». Это было в конце XIX века, деду исполнилось 18 лет. Тогда антрепренер ему сказал, что фамилия Ливанов не для актеров и нужно придумать что-то более звучное для сцены. Дед согласился: «Что ж, извольте!» Антрепренер, недолго думая, предложил: «Будешь Извольский».

В театральном мире дед стал легендой. У него была представительная яркая внешность, он блистал в амплуа благородных отцов. Как и полагалось в антрепризах, возил с собой целый сундук театральных костюмов и обуви. Он всю Россию объехал. Играл даже с Мамонтом Дальским, но до такого профессионального уровня еще подняться нужно было. Публика его любила, критика тоже. Я потом нашел сколотые его золотой запонкой рецензии из разных газет разных провинциальных городов — все положительно писали об игре Николая Извольского.

Родители Борис Николаевич и Евгения Казимировна, 1955 год. Фото: из архива семьи Ливановых

В 30-е годы он осел в Москве. Два года работал в труппе у Корша, два — в театре Струйского. Потом, уже под своей фамилией, играл в Театре Моссовета у Завадского и у Берсенева в Театре Ленинского комсомола.

Меня воспитывал именно дед. Отец, безусловно, служил примером во всем, но он был очень занят и много работал. Дед же растил и прививал жизненные навыки. Он никогда не сюсюкал, но при этом от него я ощущал мощную волну любви. Могучий человек, он воспитывал во мне мужской характер и представление об окружающем мире. Сам никогда ничего не выдумывал. Стол — это стол, любимая женщина — это любимая женщина. Он жил ясной, реальной жизнью.

Считал, что самое важное — это характер, — и работал над моим. Играл со мной в шашки и никогда не поддавался. Я проигрывал и рыдал. Потом научился проигрывать и рыдать перестал. Когда я в конце концов выиграл, дед сказал: «Все, ты научился проигрывать и победил!» И больше ни разу со мной не играл.

Еще он учил меня правде жизни.

Борис Ливанов в роли Кассио, начало 1930-х годов. Фото: из архива семьи Ливановых

— Это как? Можете привести пример?

— Когда мне было одиннадцать, он пошел со мной в Третьяковку. Мы подошли к картине Репина «Бурлаки на Волге». Дед спросил, нравится ли она мне. Картина мне нравилась. Дед же сказал: «Говенная картина!» — «Почему?» — «Это не бурлаки, а сволочь. — Так называли людей с волока, не постоянных работников, а случайных, беглых, уголовников, которые приходили деньги срочно заработать. — Смотри, как молодой парень в лямке мучается. Таких у нас не было, хозяин бы выгнал». А потом добавил: «Работать надо, а не мучиться!» Это был его завет.

Мама Евгения Казимировна, начало 1930-х годов. Фото: из архива семьи Ливановых

— Вы когда-нибудь видели его на сцене?

— Никогда. И очень жалею об этом. Контакт с ним у меня был даже лучше, чем с отцом. Дед умер, когда мне исполнилось 14 лет. Известие это застало нас с отцом на гастролях в Киеве. Ночью я первый раз в жизни слышал, как плачет отец... Дед всегда говорил, что самое выдающееся, что он сделал в искусстве, это его сын — Борис Ливанов.

Василий Ливанов с отцом Борисом Ливановым, конец 1930-х годов. Фото: из архива семьи Ливановых

— И он был прав. Ваш отец был народным артистом, кумиром публики и любимым учеником Станиславского. О нем Немирович-Данченко говорил, что таланта у него на четверых.

— Отец был человеком выдающимся, мощным и бесстрашным. В 16 лет сбежал из дома, чтобы вступить добровольцем в Красную армию и воевать с басмачами в Туркестане. Участвовал в ночной кавалерийской атаке, когда было разгромлено войско Ибрагим-бека. Это было страшное и кровавое сражение. Он многое прошел, но все равно воспринимал это как смертельно опасное, но все же приключение.

Фото: из архива семьи Ливановых

— Как воспринял дед решение наследника пойти по его стопам?

— Поддержал и желание одобрил, но при этом четко приказал: «Иди во МХАТ, если хочешь быть настоящим артистом. Это наша русская национальная школа». И отец его послушал, хотя его к себе звал друг Всеволод Мейерхольд, у которого система была прямо противоположной системе Станиславского и акцент ставился на внешней выразительности, а не на психологическом театре.

В актерской профессии отец был очень успешным. Орденоносец, одна Государственная и пять Сталинских премий. Первую он получил за фильм «Минин и Пожарский», который в 1939 году снял Пудовкин, а отец сыграл князя Пожарского. Ему часто приходилось в кино играть людей выдающихся, среди них князь Потемкин, Всеволод Руднев, командир легендарного крейсера «Варяг», Михайло Ломоносов. Кино ему принесло успех и любовь зрителей. Но театр он уважал больше. Он до конца дней оставался верен МХАТу. Отец был великим артистом. И вокруг были такие же глыбы. Я больше тридцати раз смотрел спектакль «Мертвые души», где он играл Ноздрева, Тарханов — Собакевича, а Топорков — Чичикова. Помню, как открывался занавес, и в профиль к залу сидел Топорков. А прямо лицом к залу на диванчике — Михаил Михайлович Тарханов (Собакевич). Они не двигались и ничего не говорили. Тарханов — Собакевич смотрел в зал. Через три минуты среди публики начиналось хихиканье, оно перерастало в смех, затем в хохот и овацию. Это была магия искусства! Зритель понимал, что перед ним сидит тот самый Собакевич, который написан у Николая Васильевича Гоголя. Вот это актерская тайна. Такая сила перевоплощения, такая внутренняя энергетика! Этим владели отец и его коллеги.

Фото: из архива семьи Ливановых

В том, что он будет верен МХАТу, отец поклялся на могиле Константина Сергеевича Станиславского, своего учителя. Константин Сергеевич за два года до смерти подарил отцу свой портрет со словами: «Берегите тайну русского артиста».

На предложение возглавить Театр Пушкина отец ответил отказом, хотя предложение многим показалось заманчивым. Когда в театр пришел Олег Ефремов, отец из МХАТа ушел, сказав: «Никогда не работал в театре «Современник», тем более в его филиале». Тяжело заболев, он повесил над своей кроватью тот самый огромный портрет Станиславского. И отец был верен Станиславскому и МХАТу до конца своих дней. По сути, он и умер вместе со своим театром.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову» Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову»

Василию Мищенко сказали на экзаменах: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!»

Коллекция. Караван историй
Горный ветер Горный ветер

Вновь украл девушку. Но в этот раз, справедливости ради, с ее разрешения!

Правила жизни
Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
Пикник на лужайке Пикник на лужайке

Как подготовиться к застолью на природе — все в удобной памятке

КАНТРИ Русская азбука
Баталовы Баталовы

Алексей Баталов мог достичь успеха где угодно, но остался верен кино

Караван историй
Исследование: духи разрушают защитное поле организма. К чему это может привести? Исследование: духи разрушают защитное поле организма. К чему это может привести?

Использование духов и лосьонов способно нарушить микробиом кожи человека

Inc.
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом

Как реализуется федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом»

Forbes
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Индустрия со вкусом Индустрия со вкусом

Какой сейчас является пищевая промышленность Москвы

Ведомости
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости

Зеленый подход к девелопменту: польза и подводные камни

РБК
Маурицио Каттелан Маурицио Каттелан

Правила жизни художника Маурицио Каттелана

Правила жизни
Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты

Как сориентироваться в многообразии уколов красоты?

Правила жизни
История Мадлен Астор, беременной молодой жены богача, которая выжила на «Титанике» История Мадлен Астор, беременной молодой жены богача, которая выжила на «Титанике»

Как беременной Мадлен Астор удалось выжить при крушении «Титаника»?

ТехИнсайдер
Рай в миниатюре Рай в миниатюре

5 шагов к экосаду: ключевые правила и запреты

КАНТРИ Русская азбука
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
«Река горит!» Как необычный пожар изменил отношение Америки к экологии «Река горит!» Как необычный пожар изменил отношение Америки к экологии

Река Куяхога: пожар, переключивший сознание целой нации

ТехИнсайдер
Выживут только хулиганы Выживут только хулиганы

Как следует воспринимать хулигана сегодня и почему он все еще соль земли

Правила жизни
«Умри, моя любовь»: хоррор с Дженнифер Лоуренс о сложном опыте материнства «Умри, моя любовь»: хоррор с Дженнифер Лоуренс о сложном опыте материнства

Как Линн Рэмси превращает сюжет, знакомый многим семьям, в мрачный хоррор

Forbes
Мелочей не бывает Мелочей не бывает

Как банки строят программы для клиентов премиум-сегмента

Деньги
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Боярские Боярские

Михаил Боярский стал лицом семьи, но все равно уверен — лучшие были до него

Караван историй
Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности

Как появилась идея ансамбля «Толока» и как она воплотилась в жизнь?

РБК
Прямо с куста Прямо с куста

Ягоды — это радость для глаз и праздничный взрыв вкуса. Как за ними ухаживать?

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении