Аляска, сэр
Дональд Трамп анонсировал встречу с Владимиром Путиным 15 августа на Аляске. Москва подтвердила и дату, и место. Громкие заголовки, излучающие официозный оптимизм фотографии, едкие комментарии экспертов и завлекательные новостные сюжеты – все это будет сопровождать подготовку и проведение саммита и, может быть, составит его послесловие.
На ожиданиях вспомнилась первая встреча Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в швейцарской Женеве в 1985 г. Тогда между лидерами состоялась довольно забавная беседа. По словам Горбачева, Рейган спросил, помог бы СССР США при атаке на последних из космоса. «Даже не сомневайтесь», – якобы ответил Горбачев. «Мы бы тоже вам помогли», – якобы был ответ Рейгана. То есть ради общей цели можно отложить противостояние.
Есть ли у Трампа и Путина общая цель, ради которой можно попытаться преодолевать сложности в двусторонних отношениях? Да, оба президента хотели бы стабилизации двусторонних отношений и, возможно, их нормализации. По крайней мере, на это указывают их заявления. Это единственный тезис, который отражает нынешний этап российско-американских переговоров. Не в последнюю очередь потому, что факторов, влияющих на эти отношения, очень много. С такими авгиевыми конюшнями Кремль и Белый дом, возможно, не сталкивались ни во время, ни после холодной войны.
Просто представьте: Украина, проблемы двустороннего взаимодействия, пока не восстановленные в полной мере дипломатические и культурные связи, а также нуждающиеся одновременно в восстановлении и обновлении договорно-правовые механизмы стратегической стабильности – решения для всех этих проблем пока сложно даже обсуждать, а тем более реализовывать. И как бы стороны ни старались отделить вопрос Украины от других вышеперечисленных аспектов двусторонних отношений, на сегодняшний день он остается основополагающим.
Это не значит, что прогресс на других направлениях невозможен. Но без разрешения украинского конфликта или сближения позиций по его урегулированию любой прогресс по другим направлениям будет ограничен и хрупок.