Лицензия в цене
Инвесторам становится сложнее добиваться разморозки своих активов – число требуемых лицензий национальных регуляторов может достигать уже трех. Юристы говорят об отдельных случаях чрезмерного комплаенса, а не изменении регулирования
Разморозка активов российских инвесторов путем обращения за лицензией в зарубежный регулятор усложняется – тенденцией в последнее время становится требование получать специальное разрешение еще и в стране, куда активы будут переведены. Об этом «Ведомостям» рассказали опрошенные юристы.
Ценные бумаги и деньги миллионов российских инвесторов заблокированы из-за санкций ЕС против НРД. Большая часть активов подпала под блокировку, потому что бумаги учитывались в крупном бельгийском депозитарии Euroclear – он заморозил их по указанию местных властей за несколько месяцев до санкций против отечественного депозитария. Добиться разморозки активов возможно путем подачи лицензии в регулятор заблокировавшей их страны. Условия – активы останутся в ЕС или будут переведены в Великобританию, Швейцарию или США, ни один из участников схемы не находится под санкциями, а местный профучастник выступит в качестве гаранта.
После того как летом 2024 г. к санкциям против НРД присоединились США и Великобритания, инвесторы вынуждены получать лицензии и в этих странах на разблокировку связанных с ними активов.
За последнее время тенденцией стало еще и требование получать лицензии в тех юрисдикциях, куда активы выводятся, рассказал партнер коллегии адвокатов Delcredere Андрей Тимчук. Так стал поступать Кипр, где оседает больше всего разблокированных активов, также такое требование есть в Швейцарии и Испании, знает он. Причем если на Кипре и в Швейцарии это требование исходит от властей, то в Испании это скорее инициатива самих финансовых организаций, принимающих активы, заметил Тимчук.
С этой тенденцией в своей практике также столкнулся партнер юрфирмы FTL Advisers Игорь Кузнец, в его случаях речь шла о швейцарских банках, причем некоторые из них запрашивали разрешения у властей, а другие нет.
Юрист практики специальных проектов юрфирмы Vegas Lex Анна Абалакова объясняет происходящее оверкомплаенсом – избыточным соблюдением банками и брокерами санкционных ограничений. Опасаясь вторичных санкций, они ужесточают контроль за активами россиян даже тогда, когда это формально не требуется, а также минимизируют риски, отказываясь от операций с активами, которые могут быть связаны с санкционными лицами или юрисдикциями, констатировала она. Дополнительное разрешение увеличивает уверенность принимающей организации, согласен Кузнец, но он надеется, что отдельный оверкомплаенс