Клиент всегда не прав?

Сейчас в информационном пространстве появляется все больше сообщений на тему потребительского экстремизма и способов борьбы с этим явлением. Потребительским экстремизмом принято считать злоупотребление правами покупателя для получения выгоды. Его также называют покупательским или клиентским терроризмом.
Словосочетание «потребительский экстремизм» уже открыто используют отраслевые организации. Например, Федеральное общество сетевой торговли, которое предложило участникам рынка ограничить права покупателей на маркетплейсах, введя невозвратный сервисный сбор или минимальную стоимость заказа.

Председатель
правления
Международной
конфедерации
обществ
потребителей
(КОНФОП)
А сенатор Айрат Гибатдинов выступил с инициативой снизить размер компенсаций, положенных покупателям в случае приобретения ими некачественного товара. Пока закон «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителя «требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования». Не исключаю, что такая норма исчезнет из закона.
В это же время ГК «Самолет» пишет жалобу в Генпрокуратуру на участившиеся случаи взысканий со стороны покупателей недвижимости штрафов за некачественную отделку с застройщиков. При этом вопросов к причинам проблемы у девелопера не возникает.
Недалек тот день, когда и сам закон «О защите прав потребителей» назовут экстремистским.
«Это было недавно, это было давно»
Движение в защиту потребителей многие годы являлось важным элементом защиты прав граждан в России.
Советское общество, которое жило в режиме постоянного дефицита, после развала СССР достаточно позитивно восприняло возможность большого выбора товаров на полках и отсутствие очередей.
Предприниматели 1990-х гг. в борьбе за нишу и покупателя не могли себе позволить заявлять о том, что права потребителей, закрепленные законом, являются проявлением экстремизма. Слово «экстремизм» использовалось в совершенно ином значении и гораздо реже, чем сейчас.
Бизнес декларировал, что потребитель для него – король. Законы, которые принимались, были направлены на то, чтобы максимально защитить потребителей от обмана, манипуляций со стороны производителей, продавцов, организаций, оказывающих услуги гражданам.
Страховые компании громко говорили о потребительском экстремизме, параллельно лоббируя закон о финансовом уполномоченном. В результате в 2019 г. он был принят и потребители лишились права обращаться в суд без обязательного предварительного обращения к омбудсмену