В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен
Вариабельность сердечного ритма (HRV) превратилась из узкопрофессионального термина в один из самых обсуждаемых показателей здоровья. Разбираем все, что нужно знать об этой метрике

Все чаще в разговорах фитнес-энтузиастов сегодня звучит любопытствующий вопрос: «А какой у тебя средний HVR?» Показатель стал неотъемлемой частью многих бесед о здоровье и спорте. Благодаря носимым фитнес-устройствам — часам, браслетам и кольцам — за последние несколько лет десятки тысяч людей стали следить за этой метрикой: сегодня за вариабельностью сердечного ритма наблюдают не только врачи и профессиональные тренеры, но и все, кто хочет лучше понимать, как работает их организм. Но что стоит за этим показателем — мода, маркетинг или реальная научная польза? Можно ли сделать выводы о психологическом состоянии на основании этой метрики? Разбираемся вместе с экспертами — кардиологом и психологом.
Здоровый ритм
Вариабельность сердечного ритма (HRV) показывает, насколько различается интервал между ударами сердца. За эту вариативность отвечает вегетативная нервная система — примитивный, но крайне важный регулятор, который «в фоновом режиме» управляет частотой сердцебиения, артериальным давлением, дыханием, пищеварением и другими базовыми функциями организма.
Вегетативная нервная система делится на две основные части: симпатическую (отвечающую за реакцию «бей или беги») и парасимпатическую (включающую механизмы расслабления). Баланс между этими системами определяет, как именно организм реагирует на внешние и внутренние стимулы.
Ключевую роль в этом процессе играет гипоталамус — отдел мозга, который постоянно обрабатывает входящую информацию. Он получает сигналы от вегетативной нервной системы и запускает нужные реакции: активирует или, наоборот, замедляет те или иные функции организма. Издание Harvard Health Publishing подчеркивает, что фактически на уровень HRV влияет все — от недосыпа и конфликта с начальником до радостной новости о помолвке или сбалансированного обеда.
«О показателе HRV известно достаточно давно. С его помощью пытались понять, насколько человек готов к тяготам и лишениям — спортивным, военным, космическим, к погружениям и так далее. Считается, что он отражает, насколько человек находится в ресурсе. Это такой интегративный маркер, который должен просто и понятно отображать очень сложные многокомпонентные процессы. Но, как любой маркер, объединяющий и упрощающий до предела работу организма, он имеет довольно серьезные ограничения», — объясняет Александр Орлов, кандидат медицинских наук, кардиолог и главный идеолог клуба здоровья и долголетия Rodina, герой проекта «РБК Визионеры».

По словам Александра Орлова, несмотря на наличие доказательной базы по HRV, полагаться только на этот показатель для оценки баланса вегетативной нервной системы — слишком грубый подход. На нее влияет множество факторов, от уровня стресса до физической подготовки, и попытка сделать выводы по одному маркеру за минуту может быть некорректной.
Похожего мнения придерживается и Любовь Григорьева, психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, специалист сервиса Alter: «HRV — это показатель вариабельности сердечного ритма, отражающий способность автономной нервной системы адаптироваться к изменениям. Высокий HRV обычно ассоциируется с лучшей адаптацией к стрессу, но он не является метрикой счастья. Это как считать градусник универсальной метрикой здоровья: температура тела — лишь часть картины».
Есть однако и значимые плюсы метрики HRV — и это, по мнению Александра Орлова, легкость получения результата. «Поэтому я бы сказал так: определение его гораздо лучше, чем неопределение ничего вообще. Но здесь нужна оговорка: не все так просто, и не стоит пытаться по одному параметру диагностировать все заболевания или состояния», — добавляет он.