В чем различия мужского и женского мозга
Кому легче адаптироваться к переменам? Влияет ли тестостерон на агрессивное и сексуальное поведение? Почему у мальчиков при рождении объем мозга больше? Рассказываем, опираясь на научные факты.
Нейробиология — достаточно молодая наука, вовлекающая в изучение принципов работы мозга специалистов различных сфер. Цель ее — поиск ответов на вопросы функционирования мозга мужчин и женщин. Она позволяет нам изучить анатомические и функциональные различия между мужчинами и женщинами, а также влияние на развитие мозга факторов окружающей среды. Давайте разберемся, почему же мы считаем, что «мужчины с Марса, а женщины с Венеры».
Нейробиологические исследования делятся на две области — изучение элементов нервной системы (клеток, мембран, молекул) и анализ поведения и его механизмов.
Нейронаука также объединяет два подхода: подход «снизу вверх», который направлен на исследование организации сети и процессов мозга; и подход «сверху вниз», который изучает проявления функционирования мозга, чтобы понять организацию, поведение и психоэмоциональную реакцию человека.
Наконец, при изучении мозга необходимо учитывать тот факт, что он развивается и перестраивается с течением времени. Эта пластичность ставит под сомнение наши знания о процессах, связанных с «приобретенными» во время первичного развития его функций.
Основные отличия мужского и женского мозга
1. Физиологические особенности
При рождении мозг мужчины примерно на 10% больше мозга женщины. Исследования МРТ показали различия во внутренней структуре мозга в зависимости от пола: у девочек в среднем чуть больше серого вещества (клеток нейронов, отвечающих за мышечную активность и сенсорное восприятие), а у мальчиков чуть больше белого вещества (нервных волокон клеток нейронов, обеспечивающих связь между областями мозга).
До сих пор ни одно исследование не объясняло эти половые различия специфическими способностями и поведением: способностью делать несколько дел одновременно, ориентацией в пространстве, языковыми навыками и прочим. На самом деле эти различия незначительны.
Согласно современной позиции нейробиологии, при рождении средний размер мозга и двигательная активность немного больше у мальчиков; а начиная с шести месяцев вербальная экспрессия более выражена у девочек. Эти различия следует рассматривать в свете семейных и социальных влияний, которые способствуют формированию нейронных сетей молодого мозга, находящегося в стадии развития.