Уроки стартаповедения: о чем не стоит забывать тем, кто запускает свой проект
Запустить свой стартап — дело нехитрое. Гораздо сложнее удержаться на плаву и сделать компанию успешной. Основатель платформы автоматизации маркетинга Mindbox (выручка в 2022 году — 1,4 млрд рублей, среди клиентов — более 750 брендов) Иван Боровиков рассказывает о своем 14-летнем опыте в SaaS-бизнесе и делится советами, которые помогают стартапам занимать лидирующие позиции на рынке.
Фокусируйтесь на прибыльной модели
У компании-новичка всегда есть соблазн предлагать свои услуги бесплатно. База клиентов еще не сформирована, стартапу не доверяют, и дисконт кажется удачным маркетинговым решением.
Никогда не дарите услуги. Пока за решения, которые вы разрабатываете, не платят, вам будет сложно оценить пользу, которую они приносят. Факт оплаты очень важен — клиент, который платит за продукт, обязательно им воспользуется. А вот бесплатные услуги могут так и остаться невостребованными. Вы можете соглашаться на постоплаты, предлагать первым клиентам скидки. Главное — сохранить хотя бы минимальную стоимость. Так вы получите клиента, который точно попробовал ваш продукт, понял, как он работает и чем может быть ему полезен.
Второй важный фактор: у того, что вы делаете, должна быть так называемая история успеха. То есть яркий, существенный результат, который ценен и заметен, в том числе и на уровне топ-менеджмента или собственника компании.
Если эти два условия не соблюдаются, можно оказаться в неприятной ситуации — «бесплатно» решать задачу, которая важна конкретному сотруднику клиента, но совершенно бесполезна для бизнеса в целом.
Пример: На старте несколько клиентов Mindbox попросили добавить в систему аналитические отчеты, которые (по словам сотрудников отдела маркетинга) были для них критически важны. Во всех случаях, когда мы соглашались и программировали отчеты, оказывалось, что ими никто не пользовался. Клиент уходил в отток, потому что пользы от платформы на уровне бизнеса не было. Здесь мы нарушили оба правила: у этих отчетов не было истории успеха и мы делали их бесплатно, «в счет будущих отношений».
Зато модуль «программа лояльности» мы разрабатывали уже с учетом ситуации на рынке. Начали работу после запросов нескольких брендов L'Oreal плюс дополнительно оценили потенциал продукта для других ретейлеров. Это позволило сделать продукт, который будет актуален для многих компаний. В результате программу лояльности с помощью Mindbox запустили, например, KFC, Decathlon, United Colors of Benetton.