Уравнение с квадратом: откуда у авангарда ноги растут и как понимать «Черный квадрат» Малевича?
Как понять, не висит ли «Черный квадрат» вверх ногами? С этим вопросом «Правила жизни» обратились к Анастасии Четвериковой, культурологу и автору популярного телеграм-паблика «Искусство для пацанчиков».
Начну с того, что если бы художники интересовались мнением публики о своих работах, то искусство не развивалось бы вообще. Достаточно вспомнить импрессионистов, которых сейчас все так любят и которыми восхищаются, работы которых тиражируют на футболках и носках. В их время слово «импрессионизм» было практически ругательным. Композитор Клод Дебюсси писал: «Я пытаюсь найти новые реальности… дураки называют это импрессионизмом».
Кстати, если вы не любите современное искусство или даже авангард, винить стоит тоже их – тех самых импрессионистов. Ведь это они «поломали» академическое искусство, и сегодня мы имеем то, что имеем.
Собственно, русский авангард тоже появился не просто так, а на основе тех уникальных коллекций, которые сегодня есть в Эрмитаже и ГМИИ им. Пушкина. Коллекций, собранных купцами Щукиным и Морозовым. А что они собирали? Правильно, импрессионистов (Моне, Мане, Дега и далее), фовистов (Матисс, Дерен…), кубистов (Пикассо) и прочих революционеров от искусства. Именно после просмотра этих коллекций авангардисты решились на радикальные шаги в весьма академическом до того времени русском искусстве. Вот что пишет, вернувшись из Москвы, одна из будущих звезд авангарда Давид Бурлюк другу Михаилу Матюшину: «…видели две коллекции французов — С. И. Щукина и И. А. Морозова. Это то, без чего я не рискнул бы начать работу. Дома мы третий день — все старое пошло на сломку, и ах как трудно и весело начать все сначала…»
Так что ноги порой «непонятного» авангарда растут из, вероятно, понятного и любимого большинством западно-европейского искусства начала ХХ века. А что же случилось дальше? Почему над несчастным «Черным квадратом» до сих пор подшучивают?
А случилась революция. Все современное искусство — это отражение своего времени. Вот и авангард — отражение и иллюстрация к двум революциям, которые пытались «старый мир разрушить до основанья, а затем…» и далее по тексту Интернационала.
Вот и на картинах все разрушается. Складывается ощущение, что художники начинают рисовать одни обломки, причем прямолинейно: квадраты, треугольники — все летит в разные стороны.
А «Черный квадрат» Малевич и Ко вообще вешают в красный угол на выставке 1915-го в Петербурге. И тем самым закрывают не только все предыдущее искусство, но и предыдущую религию, и предыдущее госустройство, и все остальное. Так что, по сути, чтобы разбираться в авангарде, нужно просто разобраться со временем, в которое он возник.