«Тайны души»
Социальная и культурная история психоанализа
В конце XIX века Зигмунд Фрейд выдвинул теорию, утверждавшую, что причины психических расстройств следует искать в глубинах психики, — и предложил метод их лечения. Со временем фрейдизм утратил свою значимость, а теория была переосмыслена. В книге «Тайны души: Социальная и культурная история психоанализа» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Андреем Захаровым, специалист по культурной истории XX века Эли Зарецки восстанавливает траекторию развития психоанализа и показывает, какое влияние эта теория оказала на культуру и общество.. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным его роли в признании и лечении неврозов, распространенных среди участников Первой мировой войны.
***
Великая война стала первым раскрытием катастрофического потенциала, присущего современности. Желание совладать с ним потребовало глубокой работы по его осмыслению, производимой психологией, искусством, политической мыслью и гражданским обществом. Важность места, занимаемого во всей этой деятельности психоанализом, становилась все очевиднее по мере того, как на сцену выходили «военные неврозы», свидетельствовавшие об упадке прежней воинской этики, разворачивалась революция сексуальных и гендерных ролей, обозначилось массовое тяготение к психологизации мышления.
«Снарядный шок» (Granatschock) — опыт людей, потрясенных войной до той степени, при которой нормальное функционирование становится невозможным, — привлек1 широкое общественное внимание в 1915 году. Всего за несколько месяцев сражений обе стороны понесли огромные потери. Как видно из самого термина, первоначально «снарядный шок» объяснялся нарушением работы нервной системы из-за близких разрывов снарядов, но по мере того, как случаи нового синдрома множились, эта гипотеза начала рушиться2. На медицинском конгрессе, состоявшемся в Гамбурге в 1915 году, симптомы «снарядного шока» успешно снимались с помощью гипноза. К концу того же года 40 процентов британцев, которые пострадали в зоне боевых действий, получили психологические диагнозы. Но, даже несмотря на это, многие армейские психиатры отвергали необходимость обращения к психологии. Рассматривая «снарядный шок» под тем же углом зрения, под которым их предшественники воспринимали истерию, они видели в нем расслабленность воли и характеризовали его нарочито дискредитирующими терминами типа «невроз жадности» или «невроз борьбы за пенсию». По их мнению3, лечения электричеством или наготой было вполне достаточно для того, чтобы «восстановить активность индивида до нормального уровня».
1Наиболее близким аналогом можно считать так называемый «железнодорожный» невроз, называемый также «истерическим». Согласно Гарольду Мерски, «возможно, никакое другое психологическое явление не имело столько разновидностей и не оказывало такого всестороннего воздействия на психиатрию, медицину и общество, как „снарядный шок“». См.: Merskey H. Shell-Shock // Barrios G., Freeman H. (Eds) 100 Years of British Psychiatry. London: Gaskell, 1991. P.J 246.
2В 1915 году немецкий психиатр Герман Оппенгейм опубликовал довольно типичную работу, в которой обосновывалась физическая природа «снарядного шока». См.: Brunner J. Freud and the Politics of Psychoanalysis. Oxford, UK; Cambridge, MA: Blackwell, 1995. P. 106–122.
3Brunner J. Freud and the Politics. P. 109. Французы и англичане видели в этих методах проявления немецкого варварства, хотя сами не слишком активно их оспаривали.