«Учителям сложно понять, как работать через Zoom и Skype»: как пандемия меняет российское онлайн-образование
Готовы ли российские учителя сменить классные комнаты и галочки на полях на электронные продукты, Zoom и Skype? Произойдет ли резкий взлет финансовых показателей образовательных проектов в интернете? Как бороться со списыванием и создать альтернативу сериалам и играм? Об этом в новом выпуске Forbes Digest мы поговорили с руководителями крупнейших образовательных онлайн-сервисов.
Ярослав Бабушкин: Друзья, добрый день с вами Forbes Digest на удаленке. Сегодня мы поговорим с теми, кто помогает провести время в самоизоляции с пользой. Это представители компаний, которые занимаются онлайн-образованием. Максим Спиридонов — «Нетология» и «Фоксфорд», Георгий Соловьев — основатель компании Skyeng, Андрей Себрант из «Яндекс.Образование» и Илья Паршин, гендиректор «Учи.ру». Здравствуйте, друзья. Наша страна готова к тому, чтобы перевести всю армию школьников на онлайн-образование? А главное, готовы ли школьники? Как в этой ситуации действовать родителям? Этот вопрос, как я понимаю, волнует всех, даже нашу аудиторию, больше, чем бизнес в данном случае. Максим?
Максим Спиридонов: В большой степени, да. Вирус нас застиг в относительно удачное время, когда лидеры образовательного рынка в области tech способны и предложить, и обеспечить услуги сопоставимого, а то и лучшего качества чем то, что предлагает обычная школа. Если брать чисто школьный сегмент. Причем, это набор разных продуктов в разных сегментах: начальной, средней школы, последних классах, даже средне-специального обучения. Продуктов достаточно уже эволюционирующих, прошедших путь проб и ошибок, который каждый из нас с коллегами знает — с чего это начиналось и чем стало. Сегодня это иное, с точки зрения методической, интерфейсной, с точки зрения включения инструментов гемофикации. Конечно, далеко от совершенства, но можем ли мы сегодня пересадить страну полностью, все школьное образование на дистанционное обучение, и не будет ли от этого каких-то проблем? На мой взгляд, ответ, практически, да. Там есть какие-то слепые зоны, но, если озадачится, и их можно закрыть довольно быстро, учитывая экспертизу, опыт, возможности только коммерческих образовательных компаний в области tech. Другое дело, что государство, на мой взгляд, все-таки не намерено это делать долгосрочно. Это шаг, который требуется сейчас для того, чтобы закрыть возникшую временную дыру в обучении школьников. Однако, если смотреть вдаль, наверное, даже эти краткосрочные аварийные меры, во-первых, изменят отношение к онлайн-образованию многих госчиновников, что, по идее, должно позитивно сказаться на образовательной среде и онлайн-образовательной среде. И развернут массово пользователя больше в эту сторону.
Ярослав Бабушкин: А есть те, кто не согласен с тем, что Россия не готова к тому, чтобы быстро перейти на онлайн-образование полностью?
Андрей Себрант: Во-первых, Россия очень разная. Что точно можно сказать — у нас есть подробное сравнение с другими странами — мы, во-первых, готовы инфраструктурно, это очень важный результат. Мы видим, что есть разные вопросы и проблемы, но даже сейчас, при повышенном потреблении интернета домохозяйствами, для того, чтобы проходить курсы, чтобы отвечать на всякие задачи, хватает полосы всем. Инфраструктурно страна готова. За счет того, что есть покрытие широкополосной связью, и за счет того, что практически нет ни одного домохозяйства, где не было бы устройства. Подчеркиваю, хорошие курсы и хорошие продукты всех кто, например, здесь присутствует, отлично можно использовать на смартфонах. Домохозяйства, где нет ни одного смартфона, где нельзя было бы запустить те образовательные продукты, которые мы делаем, сейчас практически нет. Это очень важно инструментально. Нет барьеров для того, чтобы включиться в онлайн образование. «Надо купить дорогой компьютер, и это порог входа» — такого нет, это очень важно. Что не готово — не готовы, как это ни странно, в первую очередь…
Ярослав Бабушкин: Люди.
Андрей Себрант: Да, но люди-то разные. Проблема ведь в том, что те школы, которые пытаются, например, систему отслеживания выполнения заданий сделать предельно привычной: пускай ученик напишет в тетрадочке, сделает фоточку, фоточку кинет в WhatsApp, дальше это как-то преподаватель распечатает у себя дома на принтере, ручкой все поправит, потом фоточку своих рукописных заметок отправит обратно ученику. При этом они бесятся, потому что для преподавателя это сложнее, много лишних операций. Это не называется, конечно, использование онлайн-среды обучения. Полноценные онлайновые среды, в которых учитель сможет работать, к которым учителя приучат, в которых учителя научат, еще только начинают возникать. Надо честно сказать, что система, в которой преподаватель вуза, школы, преподаватель специальных сред — потому что тот же практикум или те же продукты Макса, ту же «Нетологию» нельзя назвать просто онлайновым университетом — это не ситуация, когда люди читают лекции, потом посещают онлайн-вебинары, а потом сдают онлайн-зачеты. Там все гораздо сложнее, иначе. Огромный преподавательский состав не готов работать именно в образовательных средах, а не просто в режиме: «Я тут лекцию запишу или в Zoom проведу семинар».
Максим Спиридонов: Еще не хватает, пожалуй, двух вещей: прежде всего, как ни странно, готовности массового пользователя – то, о чем сказал Андрей – и, в то же время, наличия большого количества евангелистов процесса, которыми могли бы стать учителями, прежде всего, если брать школьную среду. Этого не хватает остро. А инфраструктура технологическая, продуктовая, методологическая, в принципе, готовы.
Ярослав Бабушкин: Обыкновенная российская школа, не частная, это все-таки нечто большее, чем проведение уроков. Это особая дисциплина, контроль над учениками, чтобы они не списывали, больная такая институция. Когда ребенок оказывается перед компьютером, я не понимаю, как можно контролировать то, что он не списывает? Как в дальнейшем будут проводятся контрольные, экзамены? Вы видите ответы на эти вопросы? Гош?
Георгий Соловьев: Безусловно, потому что в Skyeng давно ведутся групповые занятия, у нас есть отработанная система, как параллельно преподаватель занимается с несколькими студентами. Я уверен, у Максима [Спиридонова] вообще ведутся большие вебинары, когда у тебя в группе 100, 200, 300 студентов, школьников, и кураторы с ними общаются. Я тут и с Максимом, и с Андреем согласен, что сейчас ключевая проблема — быстро обучить преподавателей использовать новые продукты, новую инфраструктуру. Потому что она готова: есть «Учи.ру», «Фоксфорд», Skyeng, «Яндекс». Только с понедельника мы провели 50 глубинных интервью преподавателей с разных регионов страны. Ключевая проблема в том, что для них эти продукты сложные, им это непривычно. Они, действительно, распечатывают, проверяют, потом отправляют, фоткают и ВКонтакте выкладывают. Это самый привычный для них сценарий. И сейчас, например — что мы в Skyeng решили сделать — мы берем преподавателей, созваниваемся — мы умеем быстро выстраивать операционку – и обучаем их использовать самые последние средства инфраструктуры, которые им предлагает рынок. Таким образом, если они только попробуют, то, скорее всего, останутся. Потому что преподавать в любой из представленных здесь платформ проще чем то, что они сейчас делают. Они просто этого не знают. Я уверен, что этот кризис — это супер-большой сдвиг парадигмы, преподавателей, директоров, всей системы образования, оно уже не будет прежним. Люди привыкнут к онлайн-обучению, дети привыкнут к онлайн-обучению, родители. Этот кризис будто ускорил развития онлайн-образования, может на год, может на два.
Максим Спиридонов: И не надо думать, что это будет каким-то драматическим рывком. Я тоже слышал от коллег, знакомых, о том что, мол: «Успеваете деньги оттаскивать в свою сторону и раскладывать по стопочкам?», типа: «Купаетесь сейчас в золоте, наверное?». Конечно, такого нет, потому что все-таки учиться больно. Для взрослых проще бухать — я знаю, что это сейчас, к сожалению, активно происходит. Проще смотреть сериалы, играть в танки и другие истории. Именно эти отрасли выигрывают, прежде всего. Образование, к сожалению, для нас и для страны не в первую очередь.
Георгий Соловьев: Я с этим согласен, поэтому все инвестиции — которые и мы делаем, «Учи.ру», и все, кто здесь сидят — мы не видим что они отобьются в течение месяца, двух, трех. Это долгосрочная история. Да, сейчас мы дадим возможность этим людям попробовать цифровые продукты, чтобы через полгода, год, полтора они к нам пришли. Мы по финансам не видим сильных изменений. Да, лучше, чем мы планировали, но это лучше на проценты, а не на десятки. Именно позапрошлая неделя рост конверсии составил составил -2019 год был - 6,99 конверсия по детям, в этом году 13,41. То есть двукратный рост практически конверсии. Для Skyeng это очень круто, для операционного бизнеса.