«Учитель не должен быть нагружен»
Министр просвещения Ольга Васильева в прямом эфире ответила на вопросы читателей РБК. Главное из беседы — в материале РБК
О разделении Минобрнауки на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования
«Это было сделано не случайно. Если представить объем и масштабы хозяйства министерства, в которое я пришла, это и школа, и дошкольное образование, и дополнительное воспитание; это и высшее образование, и огромный пласт науки. Наши предшественники понимали, что делать все это в рамках одного ведомства неразумно. Для меня это было абсолютно нормально, естественно, я это приветствовала. Та сфера, за которую отвечаю я, — политика в области общего образования, политика в области дополнительного и среднеобразовательного — дает мне возможность качественно работать».
О том, что Минобрнауки, созданное в 2004 году, будет разделено на два ведомства — Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования, — стало известно в мае 2018 года. Вскоре соответствующий указ был подписан президентом Владимиром Путиным. В рамках реформы Министерство просвещения получило функции «по выработке и реализации госполитики <...> в сфере общего образования <...>, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию госуслуг и управлению государственным имуществом в сфере <...> образования».
О ЕГЭ
«Поднимите руки, кто готов сейчас сдать семь экзаменов в выпускном классе. Поднимите руки, кто готов сдать четыре экзамена в вуз — не приносить результаты ЕГЭ, а сдавать. Я считаю, если все построено так, как должно быть, на натаскивание, которое происходит, тогда это большой социальный лифт. Есть возможность сдать хорошо, приехать и учиться. Мы должны совершенствовать ЕГЭ, чтобы дети учили все предметы, иначе это получается ущербный человек, потому что программа школьная недоучена».
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) начали проводить в экспериментальном режиме в некоторых регионах России с 2001 года, а с 2009-го он стал обязательным. В марте прошлого года в Госдуму был внесен законопроект об отмене ЕГЭ. По версии авторов инициативы, «надоевший ученикам и родителям ЕГЭ» направлен не на получение знаний, а «на дрессировку по определенному набору заданий». Но в Кремле инициативу не поддержали. В Минобрнауки настаивали, что ЕГЭ позволяет россиянам поступать в вузы «на равных условиях вне зависимости от места проживания», а также обеспечивает «прозрачную и объективную систему итоговой аттестации учащихся».
Об обязательном ЕГЭ по истории и иностранному языку
«Нужно четко понимать: у американцев, например, тоже есть ЕГЭ, похожий на наш, и есть экзамен, который ему предшествует. Это письменный экзамен, который включает в себя отечественную историю, литературу, иностранный язык. А дальше уже ЕГЭ. Историю должен знать каждый. А что учебники дурацкие, это правда. Если будет вводиться история, то только пробно. В 2022 году будет вводиться иностранный язык. Давайте уже эту систему совершенствовать, язык надо знать, без него нельзя».
О том, что иностранный язык станет обязательным предметом в рамках ЕГЭ, Васильева сообщала в 2017 году. Выбрать можно будет из пяти языков: английский, немецкий, французский, испанский и китайский, сообщал ранее глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Не вводить обязательный ЕГЭ по иностранному языку в ноябре 2019 года попросили в Национальном родительском комитете. По словам представителей общественной организации, подготовка еще к одному обязательному экзамену потребует от детей много сил и времени.
О нацпроекте «Образование»
«Две цели: наша конкурентоспособность глобальная, вхождение общего образования в десятку лучших европейских систем и воспитание гражданина на основе наших историко-культурных ценностей. Общее количество средств на решение этих задач в 2019 году — почти 118 млрд руб. Построено 160 тыс. новых школьных мест, 26 технопарков «Кванториум», 15 мобильных «Кванториумов». Сегодня в сельских школах мы отметили более 2 тыс. точек роста. Это еще и центры сближения, там еще и взрослые люди.
Что касается PISA, мы сейчас на 30-м месте. Но мы движемся вперед. Идет нешуточная битва за содержание образования. Стандартизация образования должна быть обязательна. Ключевое в PISA — мы не умеем читать, у нас нет функционального чтения. Наши дети проводят десятки часов в интернете, но при этом найти знание не могут. Сейчас с этим тоже работаем. Цели реальные».
В соответствии с майским указом президента Владимира Путина Россия к 2024 году должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
В первую десятку Россия должна войти и в рамках программы PISA. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, который проходит раз в три года, оценивает грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность. Согласно результатам теста, в 2018 году Россия заняла 33-е место по естественно-научной грамотности из 79 стран-участниц, 30-е — по математической грамотности и 31-е — по читательской грамотности. Результаты тестирования за 2019 год, которое проходило в ноябре примерно в 1,4 тыс. российских школ из 14 регионов, будут опубликованы в конце 2019 — начале 2020 года.
О школьниках
О чрезмерной нагрузке детей в школах
«Для меня большая загадка, почему дети в школах, в том числе малыши, тратят от трех до шести часов на домашние задания. Я встречаюсь с родителями постоянно, я понимаю, что это безумие. Я категорически не согласна с тем, что детям приходится делать такое количество уроков. У нас есть четкие санитарные нормы: в первом классе малыши не получают домашнее задание, до четвертого класса можно потратить час-полтора, до шестого класса — полтора и старшие классы — три часа, когда большой объем заданий. В жизни получается по шесть часов и учится вся семья.
Ничего не изменилось в школьной программе по алгебре, по физике за 40 лет. Но изменилось отношение к учебе, изменилось отношение учителей, изменились требования, которые предъявляются к детям. <...> Мы с вами имели большой интеллектуальный кругозор, сейчас начиная с десятого класса или раньше начинается натаскивание на тот или иной предмет, который ребенок будет сдавать в 11-м классе по ЕГЭ. Давно нет уже оценки качества губернаторов по ЕГЭ, но есть то, к чему мы сейчас пришли, — так называемая оценка качества учителя по баллам. Пропадает звено «учитель — ученик». Я глубоко убеждена, домашние задания должны быть минимальны по времени; все, что необходимо ребенку, должно быть в школе. Не бывает, чтобы образование так рухнуло за 30 лет, чтобы мы с первого класса нанимали репетиторов.