Насверлили

Как из студенческого проекта вырастить лидера онлайн-продаж инструментов

РБКБизнес

Насверлили

Как из студенческого проекта вырастить лидера онлайн-продаж инструментов

Текст Анна Левинская. При участии Ирины Юзбековой

Основные продажи компании «ВсеИнструменты. ру» приносит сегмент b2b, отмечает один из ее основателей Виктор Кузнецов

Новичок рейтинга быстрорастущих компаний «ВсеИнструменты.ру» начинал бизнес на рынке товаров для дома и ремонта, когда эта ниша была сравнительно свободна, и до сих пор остается онлайн-магазином №1 в этом сегменте. Всего у компании 200 тыс. наименований товаров, а в 2017 году ее выручка выросла на 66%, до 13,4 млрд руб.

Запущенный в 2006 году сайт «ВсеИнструменты.ру» был студенческим проектом выпускников МФТИ Виктора Кузнецова и Николая Гудовских, а третий акционер, Александр Гольцов, присоединился позднее. Кузнецов интересовался онлайн-ретейлом и с детства мечтал открыть свое дело. Направление выбрали благодаря тому, что Гудовских работал в отцовской компании по продаже электроинструмента в Екатеринбурге и неплохо в нем разбирался. (Около трех лет назад Гудовских вышел из бизнеса, его долю выкупила компания, стоимость сделки партнеры не раскрывают).

Молодые предприниматели самостоятельно написали сайт для магазина, а первый шуруповерт продали, общаясь с покупателем буквально из-под парты на лекции по квантовой физике. Сами покупали товар (тогда это был только электроинструмент), хранили его в комнатах в студенческом общежитии и сами развозили по заказчикам. Самим все пришлось делать в течение первых трех лет. «Мы практически жили в офисе», — вспоминает в разговоре с журналом РБК Виктор Кузнецов, но маржинальность продаж тогда была существенно выше, чем на текущем рынке, и составляла 18-20%.

Вдохновение искали в истории успеха обувного онлайн-ретейлера Zappos Тони Шея, книга которого «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда» долгое время даже была обязательной к прочтению сотрудниками компании. Как рассказывает Кузнецов, им хотелось перенять ценности корпоративной культуры: сидя в «Макдональдсе» недалеко от института, предприниматели записали на салфетке главные постулаты компании — отличную работу с покупателем и драйв в команде.

Основатели во многом действовали по наитию, и отсутствие средств на развитие помогло разобраться в каждой части бизнес-процессов, считает Кузнецов. Принимая звонки клиентов, обсуждая инструменты, их особенности и тонкости использования, компания также постепенно налаживала общение с поставщиками и нарабатывала экспертизу в товарах, которыми торговала.

Помогало и то, что в интернете российский сегмент DIY [Do It Yourself, «сделай сам»], особенно в сфере продажи инструментов, был развит слабо: онлайн-магазины были у «220 вольт» и «Кувалда. ру», но крупные компании вроде «Леруа Мерлен», «Петрович» или «К-раута», которые также продают инструменты, только планировали выход в онлайн. «Они уже были богатые и сытые, и не рассматривали интернет всерьез», — говорит Кузнецов. «ВсеИнструменты.ру» начал наращивать ассортимент — сначала добавили садовую и силовую технику, потом станочное оборудование и так далее. И начал расширять присутствие в регионах, открывая магазины в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре. В 2011 году оборот компании составил около 3,5 млрд руб.

Проблемы роста

Первых инвесторов основателям удалось привлечь через сообщество выпускников МФТИ. Владельцы Банка инноваций и развития однажды рассказали приятелям, что новые проекты для инвестиций ищет Zoom Capital, компания основателей провайдера NetbyNet Вадима Курина и Грегори Беренштейна, и помогли выйти с ними на связь. С 2012 года Zoom Capital несколькими траншами вложил в проект «ВсеИнструменты. ру» в общей сложности $27 млн, получив в обмен около 40% в компании.

В Zoom Capital не ответили на вопросы журнала РБК.

В то же время российский DIY-рынок начал стремительно развиваться в онлайне, и, чтобы удерживать потребителей, необходимо было вкладываться в инфраструктуру, новые товарные категории, географию доставки и офлайн-точки. Ретейлер начал быстро наращивать ассортимент, и с ним одна за другой посыпались проблемы.

«Стали продавать сантехнику: ванны и унитазы приезжали со сколами, мы не разбирались в модельном ряде и выбирали не то. Добавили листы ДСП, но не учли, что для них нужны специальное хранение и перевозка, получили недовольство потребителей, — перечисляет Кузнецов. — Мы не чувствовали разрастающуюся товарную матрицу, и товары оставались на складе, а менеджеры не могли проконсультировать потребителей о новой продукции». В итоге часть неудачной продукции удалось продать перекупщикам, а остатки — списать.

Но эта история научила команду тому, что в любом продукте, который продает компания, нужно быть профессионалами, говорит Кузнецов: «К примеру, у «Холодильник.ру» фантастический сервис, у них даже газели специально оборудованы, чтобы быстро и не причиняя дефектов доставить технику». Сейчас, например, обучение менеджеров для корпоративных продаж занимает около года.

Инструменты для профессионалов

«ВсеИнструменты.ру» продают инструменты и технику как другим компаниям, так и обычным потребителям: соотношение долей компания не раскрывает, но, по словам Кузнецова, основные продажи дает сегмент b2b. Онлайн-гипермаркет работает с производственными, торговыми, строительными компаниями и заводами, даже среди частных заказов костяк составляют профессионалы — ремонтные бригады.

По данным системы СПАРК, компания также ежегодно участвует в госзакупках — инструменты покупают дочерние предприятия «Газпрома», государственное бюджетное учреждение Москвы «Жилищник», театры, университеты, войсковые части. Но госзакупки составляют очень малую часть корпоративных продаж: в 2018 году компания заключила контракты на 7,2 млн руб.

Зависимость от корпоративных заказчиков иногда приносит неприятные сюрпризы. К примеру, перед сочинской Олимпиадой продажи компании просели — многие стройки были заморожены, рассказывает Кузнецов. Но большинство рисков удается хеджировать, добавляет он: несколько лет назад компания перевела все расчеты с поставщиками в рубли и покупала валютные опционы. И, по словам Кузнецова, в 2014–2017 годах не ощутила серьезных проблем из-за кризисного снижения девелоперского рынка и покупательной способности частных потребителей.

По данным исследовательской компании «InfoLine-аналитика», тренд негативной динамики продаж на рынке DIY начался в 2015 году и изменился только к середине 2017-го. Оборот этого рынка в 2017 году составил 1,4 трлн руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1,8%, приводила данные газета «Коммерсантъ». Кроме того, важной новой тенденцией, которая позитивно влияет на рынок, стал рост первичного жилья с отделкой.

Конкуренция со всеми

По данным InfoLine, более 70% продаж «ВсеИнструменты.ру» приходится на онлайн-продажи. Компания также управляет крупными распределительными центрами в Казани, Екатеринбурге, Краснодаре и Санкт-Петербурге, площадь ее основного распредцентра в подмосковных Котельниках — 25 тыс. кв. м. В традиционной рознице компания развивает три формата: пункты выдачи заказа (ПВЗ), небольшие магазины (50–100 кв. м) и магазины-склады (от 300 до 1000 кв. м). Основная часть розницы приходится на ПВЗ.

При этом, по данным «РБК.Исследования рынков», с начала прошлого года до июля 2018-го компания сократила количество магазинов на 47%, до 80 точек. «Мы стараемся действовать аккуратно, если видим, что точка не выходит на прибыльность — закрываем ее», — объясняет Кузнецов.

Крупнейшими по количеству то чек сетями в сегменте «электроинструмент» в 2017 году были Ma chi neStore (70,5 тыс. кв. м торговой площади, 540 магазинов) и «220 Вольт» (16,1 тыс. кв. м и 230 магазинов). Сеть MachineStore развивают независимые дилерские компании, «220 Вольт» — партнеры-франчайзи.

Сегодня у «ВсеИнструменты.ру» множество конкурентов — от специализированных онлайн-магазинов до мультипродуктовых ретейлеров вроде Leroy Merlin. Но Кузнецов уверен, что у компании еще масса возможностей как в области расширения ассортимента, так и в сервисных бизнесах.

Компания продолжает начатый в 2015 году эксперимент с товарами под собственной торговой маркой (СТМ). Тогда она запустила две марки — Inforce и Gigant. Под этими брендами производятся ручные инструменты, стремянки, аксессуары, диски по металлу и прочее. Как объясняет Кузнецов, компания старалась закрывать точечные позиции, не закрытые крупными производителями инструмента, но собственные марки он называет «скорее имиджевым» продуктом.

Их производство находится в Китае, и если у продовольственных ретейлеров есть возможность выбирать под СТМ нескольких поставщиков с оговоренными объемами поставки, то с производителями инструментов все сложнее: китайские фабрики часто специализируются на одном виде инструмента и готовы продать небольшие партии под собственными марками, а в случае с CTM требуют заказа гигантских партий.

Новое направление, над которым сейчас плотно работает команда, — аренда инструмента. «Клиентам это интересно: к примеру, зачем покупать генератор за 40 тыс. руб., если можно арендовать за 3–4 тыс.», — приводит пример Кузнецов. Но направление требует проработки, после каждого использования инструменты нужно проверить на исправность и провести подготовку к передаче следующему клиенту. «Это отдельный сложный бизнес», — заключает Кузнецов.

10 крупнейших интернет-магазинов в России в сегменте «товары для дома и ремонта»

Источник: Data Insight

Фото: Всеинструменты.ру

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Факты Факты

Новости из мира науки и технологий

РБК, март'19
Зарубки на носу Зарубки на носу

Говорят, что глаза — «зеркало души», а что можно сказать о носе?

Наука и жизнь, август'19
Керченская стрельба: как избежать эпидемии Керченская стрельба: как избежать эпидемии

Трагедия в керченском колледже — не первый «шутинг» в российских школах

Русский репортер, ноябрь'18
Барабан по-японски: где в Москве послушать тайко? Барабан по-японски: где в Москве послушать тайко?

В чем особенности японского барабанного искусства

National Geographic, ноябрь'18
Чем отличаются различные покрытия имплантов и кое-что о зубных мошенниках Чем отличаются различные покрытия имплантов и кое-что о зубных мошенниках

Чем отличаются различные покрытия имплантов и кое-что о зубных мошенниках

Maxim, ноябрь'18
Журнальный мир Журнальный мир

Главные редакторы трех бумажных журналов – о листе бумаги, как о начале пути

Seasons of life, ноябрь'18
Последний компромисс Последний компромисс

Нетбэк — старая, системная болячка отечественного топливного рынка

Эксперт, ноябрь'18
Расчёска со свойствами кошачьего языка: новое изобретение Расчёска со свойствами кошачьего языка: новое изобретение

Расчёска со свойствами кошачьего языка: новое изобретение

National Geographic, ноябрь'18
Осужденный переложил все на следователя Осужденный переложил все на следователя

Ключевой свидетель в «деле Гайзера» дал показания о давлении со стороны СКР

РБК, ноябрь'18
Крепче за собаку держись, шофёр! Собачьи упряжки стали официальным видом транспорта в Дании Крепче за собаку держись, шофёр! Собачьи упряжки стали официальным видом транспорта в Дании

Езда на собачьих упряжках в Дании – многовековая традиция

National Geographic, ноябрь'18
Джуд Лоу и Эдди Редмэйн Джуд Лоу и Эдди Редмэйн

Интервью со звездами фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

Elle, декабрь'18
Диарея: история болезни Диарея: история болезни

Рассказываем о самых удивительных противодиарейных снадобьях в истории

National Geographic, ноябрь'18
Марина Федункив: «Не хочу стареть» Марина Федункив: «Не хочу стареть»

Актриса Марина Федункив о бывшем муже и звездной болезни

StarHit, ноябрь'18
Когда Bunny бастовали Когда Bunny бастовали

Забастовка: причины первой и единственной забастовки Bunny-girls

Playboy, декабрь'18
Фарфоровые часы на секретере Фарфоровые часы на секретере

Как премиальные предметы быта входили в жизнь подданных российской империи

Forbes, декабрь'18
Это будет волшебно Это будет волшебно

Актриса Зои Кравиц – о тех, кто научил ее творить чудеса в работе и в жизни

Grazia, ноябрь'18
Понедельник начинается сегодня Понедельник начинается сегодня

Надо ли начинать новую жизнь именно 1 января

Cosmopolitan, декабрь'18
Внутренняя кухня Внутренняя кухня

Два бывших директора ресторанов McDonald’s в Крыму открыли свою сеть

Forbes, декабрь'18
Шеф-повар Гиреш Кумар о сыроедении и индийских специях Шеф-повар Гиреш Кумар о сыроедении и индийских специях

Шеф-повар Гиреш Кумар о сыроедении и индийских специях

Men’s Health, декабрь'18
Говорит и показывает YouTube Говорит и показывает YouTube

Почему зашкаливает градус сомнительных высказываний чиновников

Русский репортер, ноябрь'18
Работает виртуальный тренер Работает виртуальный тренер

Как квалификацию водителей повышают с помощью виртуальной реальности

Quattroruote, декабрь'18
Этой осенью вам нужен красный свитер Этой осенью вам нужен красный свитер

Три образа, в которых вы будете выглядеть стильно в красном свитере

GQ, ноябрь'18
Девять плюс, четыре минус Девять плюс, четыре минус

Борис Титов подготовил новый список необоснованно преследуемых предпринимателей

РБК, ноябрь'18
Делай что хочет: новые правила орального секса от Винтовкиной Делай что хочет: новые правила орального секса от Винтовкиной

Куннилингус не самый эффективный способ доставить женщине оргазм

Men’s Health, ноябрь'18
Трампова победа Трампова победа

По итогам промежуточных выборов в Конгресс демократы вернули себе контроль

Эксперт, ноябрь'18
По следам Дежнёва По следам Дежнёва

Режиссер Леонид Круглов повторил маршрут исследователя Семена Дежнёва

National Geographic, ноябрь'18
Успех не для всех Успех не для всех

Как многие дети-актеры, Эшли и Мэри-Кейт Олсен рады, что ушли из кино

StarHit, ноябрь'18
Почему в 2018 году вам все еще нужны запонки? Почему в 2018 году вам все еще нужны запонки?

Зачем носить запонки, если давно изобрели манжеты на пуговицах?

GQ, ноябрь'18
Казус Ванеева Казус Ванеева

Как основатель «Евродона» потерял бизнес, который строил 15 лет

РБК, декабрь'18
CR 929 получит двигатель после полета CR 929 получит двигатель после полета

В «Ростехе» определились с объемами производства российско-китайского авиамотора

РБК, ноябрь'18