Труба зовет!
С тех пор как мы последний раз писали о легендарных тюремных побегах, преступный мир нашей планеты и не думал почивать на колючих лаврах. В 2015 году двое американских заключенных сумели выбраться из тюрьмы особо строгого режима в США, да так виртуозно, что об этом побеге прямо сейчас на канале Showtime идет сериал с участием Бенисио дель Торо и Патрисии Аркетт. Встречай: побег в Даннеморе!
Эту историю сравнивают с побегами из Шоушенка и Алькатраса. В ней есть все: заговор, подкоп, ночные путешествия по вентиляционной системе, маньяк-художник, ножовка в фарше и даже любовная линия! Сериал наверняка получился хороший, а мы решили узнать, как все было на самом деле, без прикрас и телевизионной морали.
Level 1 Unlocked
Под очередной взрыв хохота, матерные выкрики и щелканье костяшек домино, доносившиеся с первого этажа, Свит в последний раз провел ножовкой по стали и вынул кусок стены с вентиляционной решеткой. Дэвид Свит, 35-летний заключенный тюрьмы особо строгого режима в Даннеморе, штат Нью-Йорк, сидел на полу в углу своей камеры, смотрел в потолок, и по лицу его гуляла блаженная улыбка. Щуплый, тихий Свит на тот момент отсидел десять лет из своего пожизненного срока за убийство полицейского. В первый раз за это время, похожее на блуждание в потемках, он наконец увидел свет в конце тоннеля! Точнее, целый лабиринт технических тоннелей, в которых предстоит найти выход, щель, возможность, люк наружу, мексиканский ласковый пляж и девчонок в бикини, про которых плел его напарник Мэтт, – хорошо, пусть это будет на последнем уровне игры... Жмем кнопку «старт», сегодня ночью Марио отправляется в путешествие по темным кишкам проклятой вонючей тюрьмы к свету!
Дэвид аккуратно собрал магнитом опилки, вставил кусок стены с вентиляционной трубой на место, заклеил шов бумажным скотчем, раскрашенным под цвет стены, задвинул кровать и подошел к решетке.
– Угадай, какие у меня новости, Мэтт? – сказал он напарнику, который сидел на кровати в соседней камере и с помощью зеркальца просматривал коридор, чтобы поднять тревогу в случае чего.
– Что там, Свит? – спросил тот. Крупный, харизматичный 49-летний Мэтт провел в тюрьмах большую часть своей жизни. Последний, также пожизненный срок он получил за убийство и последующее расчленение своего босса ножовкой.
– Сегодня ночью я пойду смотреть, где кошки гуляют, Мэтт! – едва сдерживая радость в голосе, объявил Свит. «Кошачьим променадом» называли в тюрьме технический промежуток между двумя рядами камер, где проходили вентиляционные и канализационные трубы, а также провода. На каждом этаже туда вела тяжелая железная дверь, которую иногда открывали, чтобы запустить «к кошкам» сантехников или электриков. Камеры отделяла от «кошачьего променада» стальная стена в пять миллиметров толщиной, которую Свиту в начале марта 2015 года удалось перепилить ножовкой.
Level 0
Как же ножовка попала в руки к заключенным? Тут придется отмотать время на несколько месяцев назад и обнародовать тот факт, что в real life аркаде «Побег из Даннеморы» игроки Свит и Мэтт получили Принцессу не в конце, а в самом начале. С нее, собственно, все и началось.
Барышню звали Джойс Митчелл, она была 48-летней блондинкой с бурным, как и бывает в ее возрасте, темпераментом. Джойс работала консультантом-супервизором в тюремном ателье. Это предприятие приносило пенитенциарной системе США неплохой доход: в тюрьмах шили рабочую одежду, которая продавалась по цене товаров с маркировкой Made in USA. Однако в ателье брали только самых толковых и умелых из заключенных, все-таки одежда должна была соответствовать определенным стандартам. Зато и платили им по 30–40 долларов в час. Тех, кто помимо прочего отличался хорошим поведением, размещали в привилегированном корпусе с кухнями, общей рекреационной зоной, индивидуальными туалетами. В том самом, в котором находились Свит и Мэтт. Оба они располагались на вершине тюремной иерархии: сидели пожизненно за убийство, работали в престижном ателье, жили на верхнем «пентхаусном» этаже лучшего тюремного корпуса и регулярно получали передачи с воли. Во многом всеми этими бонусами Свит был обязан Мэтту. Они подружились, когда их поселили в соседние камеры. Именно тогда Мэтт показал Свиту замечательный способ добиться особого расположения тюремного персонала. Способ этот назывался «искусство». За долгие годы заключения Мэтт научился писать маслом очень неплохие копии с фотографий. Конечно, не полный фотореализм, но как раз с той долей непрофессиональной наивности, которая у неискушенных работников провинциальной тюрьмы вызывала слезы умиления. Он рисовал семейные портреты для охранников, портреты знаменитостей и даже изобразил вдохновенного Барака Обаму. За это охранники без вопросов носили Мэтту любые кисти и краски, а также гостинцы с воли. Свит быстро понял фишку и вскоре тоже поставил в камере мольберт и ваял очень милые сказочные пейзажи*.
* Примечание Phacochoerus'a Фунтика: «С развитием современной фотографии обучиться ремеслу реалистического копирования может, вероятно, до 90% человечества при наличии усидчивости и свободного времени. Да что там говорить, даже до распространения фотографии в XIX веке делать сносные наброски акварелью могла любая барышня из благородной семьи».
Принцесса
Вся эта комфортная в своем роде жизнь продолжалась ровно до появления знойной начальницы Джойс Митчелл на горизонте Свита и Мэтта в 2013 году. Джойс почти с первого дня своей работы в тюремном ателье полностью убрала дистанцию между собой и заключенными. Она флиртовала, болтала, хихикала то с одним, то с другим. Ее женская сущность, подавленная монотонной супружеской жизнью (Митчелл была замужем не один десяток лет и даже уже нянчила внуков по выходным), вдруг расцвела в этом мужском малиннике. Свит и Мэтт быстро стали ее фаворитами. Первый – за таинственный вид интеллектуала-страдальца, второй – за то, что был, как впоследствии выразилась сама Джойс, «альфа-самцом».