Три претензии к трехлетнему бюджету
Счетная палата критически оценила потенциал российской экономики в 2020–2022 годах
Счетная палата представила заключение на проект бюджета 2020–2022 годов. Аудиторы не верят в прогноз по росту экономики, недовольны низким финансированием образования и медицины, а также сомневаются в объеме дивидендов госкомпаний.
Проект федерального бюджета России на трехлетнюю перспективу предполагает бурный рост российской экономики, который пока ничем не обоснован, предупредила Счетная палата в своем 1000-страничном заключении (.pdf) на бюджет. Государственные аудиторы во главе с Алексеем Кудриным не верят в резкое ускорение инвестиций, переход к устойчивому повышению реальных доходов населения и в прогнозируемые правительством темпы сокращения бедности. Структура бюджета остается неизменной — маневра в пользу роста расходов на образование и здравоохранение вновь не произошло, констатировала Счетная палата.
Прогноз не обоснован
Базовый вариант прогноза развития экономики России на 2020 год, разработанный Минэкономразвития и одобренный правительством, на самом деле носит целевой характер, отмечает Счетная палата. А значит, прогноз не отражает основные тенденции экономики России — динамика его показателей направлена на достижение задач стратегического планирования.
Резкий прыжок с 1,7% роста ВВП в 2020 году до 3,1% в 2021-м необоснованный и малообъяснимый, сказал председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании думского комитета по бюджету и налогам в понедельник, 14 октября. «Мы пока сомневаемся в таком бурном росте», — отметил он. Всемирный банк ожидает, что в 2021 году российская экономика увеличится только на 1,8%. Потолок роста российского ВВП в 2021–2022 годах составляет 1,5–2% и он скорее всего не будет превышен, добавил Кудрин.
В базовый сценарий прогноза уже заложена реализация большого количества мер, предполагающих активную работу правительства и органов власти, признал ранее в интервью РБК глава Минэкономразвития Максим Орешкин. В сентябре 2018 года, говоря о более долгосрочном прогнозе Минэка (до 2024 года), Орешкин отмечал, что его отличительной особенностью является то, что он «основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в майском указе президента» (рост российской экономики должен превышать среднемировой рост). «Каждая из целей оказывает влияние на показатели прогноза», — указывал министр.
В прогнозе Минэкономразвития ускорение экономики объясняется приростом инвестиций в основной капитал с 2% в 2019 году до 5% в 2020-м и достижением пиковых 6,5% в 2021 году. Но за первое полугодие текущего года, согласно данным госстатистики, рост инвестиций составил всего 0,6%. Прогноз по росту инвестиций не соответствует темпам роста производства машин и оборудования, строительства, а также импорта инвестиционных товаров, говорится в заключении. «Те меры, которые должны улучшить инвестиционный климат, простимулировать частные инвестиции, на наш взгляд, пока недостаточны, чтобы вот этот рывок роста инвестиций совершить», — сказал Кудрин.