«Тот, кто скажет, что понимает и знает Россию, — врет»
Переезд в другую страну может подарить невероятный опыт, лучшие возможности для самореализации и понимания себя, больший психологический комфорт. Конечно, при условии, что жизнь на новом месте сложится благополучно. Выбор одной из развитых западных стран кажется в этом смысле вполне логичным. А вот почему многие иностранцы решают приехать и остаться именно здесь, в России? История режиссера Ренато Боррайо Серрано из Гватемалы.
Режиссер Ренато Боррайо Серрано приехал в Москву из Антигуа-Гватемалы в 18 лет. Сейчас ему 26. Эти годы вместили учебу во ВГИКе и в Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной, встречу с будущей женой и рождение сына, для которого он снял свой первый короткометражный фильм «Кино для Карлоса». Дебют оказался успешным: картина получила диплом жюри фестиваля «Артдокфест-2017». Ренато рассказал Psychologies о своем восприятии России и опыте жизни здесь.
«Больше всего в жизни я боюсь быть туристом»
Уже в 18 лет я знал, что хочу заниматься кино. У меня на родине, в Гватемале, это примерно как хотеть стать космонавтом. Многие мои друзья учились в киношколах США, Мексики. Но мне хотелось уехать как можно дальше. Хотелось доказать себе, что я смогу сформировать свою личность далеко от всего знакомого. И когда мне, ученику математической школы, выпал шанс учиться по гранту на инженера по добыче нефти и газа в России, я понял: надо ехать.
Я не искал Россию Достоевского. В нашей семье слово «Россия» ассоциировалось с революцией и эпохой 1920-х. Родители-журналисты (папа — социолог, а мама — криминолог) читали русские книги — от «Как закалялась сталь» до стихов Маяковского и Есенина в переводах кубинских поэтов. Так что Россия была для меня страной конструктивистской, серой и снежной.
Я знал имена Эйзенштейна, Пудовкина, создателей языка кино. И надеялся, что поездка станет для меня своего рода шоковой терапией, подарит мне как режиссеру богатый опыт, не менее важный, чем академический учебный курс.
У меня был коварный план, который мне удалось реализовать: я приехал в Москву, окончил, как полагалось иностранцу, обязательные курсы по изучению языка в РУДН, но потом поступил не в Губкинский университет, а во ВГИК, в Режиссерскую мастерскую документального кино Бориса Караджева и Ефима Резникова. Это был 2012 год.